Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Через джунгли к водопаду Катерин

Десятки туристов видят водопад Катерин каждый день через ущелье, с расстояния в несколько сот метров. Но для нас же это был единственный водопад за трехмесячное путешествие, как же мы могли не искупаться в нем! Поэтому мы решили спуститься к водопаду. Дело шло к вечеру, но мы предположили, что быстрым шагом успеем подойти к водопаду – ведь наверняка от крупной деревни напротив вниз ведет отличная дорога, ведь должны к водопаду ходить треккеры! Так думали мы, глядя на водопад.

водопад Катрин, Кунур, нилгири, Индия

Однако люди в деревне, у которых мы спрашивали про тропу, убеждали нас, что дороги нет, и вниз ходить не стоит. «Ele ph ant, ele ph ant!» - округляя глаза повторяли местные жители, а мы смеялись им в ответ: «Разве слоны могут жить в таком крутом ущелье, заросшим лесом. Да они не уместятся на этих тропах!».

Так, под испуганные взгляды местных жителей, мы начали спуск по тропе, уверенно уходящей вниз. В верхней части ущелье покрыто чайными кустами, и мы не предполагали, что тропа может кончиться здесь ими же. Но так и произошло. Все ответвления тропы, по которым мы шли, заканчивались среди чайных кустов. «Как же люди ходят к водопаду» - гадали мы, сидя на большом камне и глядя в ущелье, освещенное вечерним светом. «Неужели мы так об этом не узнаем!?». Поднимаясь вверх мы заметили еще одну большую развилку, и решили проверить тропу. Но за первым же поворотом мы увидели нечто, что заставило нас застыть, приготовившись к стремительному бегу. На тропе стояло огромное серое животное. Первым делом я предположила что это и есть слон, о котором нам так настойчиво говорили местные жители – благо, размеры животного позволяли предположить это. Но, приглядевшись, мы узнали в животном буйвола с огромными рогами. Приближаться к нему не хотелось даже на шаг, я с ужасом думала, что будет, если животное направится в нашу сторону. Мой спутник, набравшись смелости, направился в сторону буйвола, чтобы сфотографировать его. У меня мысли поступить также, понятное дело, не возникло. Буйвол, не пошевелившись, невозмутимо смотрел на нас, а я, стоя на безопасном расстоянии, дрожала от страха.

Обойти буйвола на тропе не было никакой возможности, и мы повернули обратно, но тут увидели двух очень странных людей, спускавшихся через чайные плантации. Я тогда находилась под впечатлением от книги Е. Блаватской «Голубые горы», про жизнь в Нильгири около 160 лет назад. Она очень ярко описывает одно из племен, населявших горы до прихода англичан – злых карликов – куррумбов. И эти двое босых мужчин с с серпами в руках и мрачным взглядом из подлобья очень напомнили нам куррумбов. Как потом оказалось, мы не ошиблись и перед нами были действительно представители этого древнего племени. Мужчины без тени улыбки взглянули на нас, кивнули головой в ответ на наше предупреждение, что за поворотом стоит буйвол. Они нас не поняли, но как мы могли объяснить им...

представители племени куррумбов, Нилгири, Индия

Нам не оставалось ничего, как молча наблюдать. Как только нога первого курумба ступила за поворот, он опрометью отскочил назад, а второй курумб, схватив палку, залаял собачьим голосом и погнал буйвола вниз по тропе. Мы стояли потрясенные, слушая хруст веток и удаляющийся «собачий» лай.

Спустя некоторое время мы немного прошли вниз. Уверенная тропа шла среди джунглей, и мы предположили, что она спускается к реке, и если не приведет нас к водопаду, то обязательно приведет к затерянной деревне куррумбов, стоящей среди зарослей. Воображение уже рисовало картины жизни в этой маленькой деревни – ведь раньше курумбы жили в земляных норах или в гнездах на деревьях, но был уже вечер. Поэтому мы отправились домой, чтобы наутро вернуться на таинственную тропу.

джунгли Нилгири

На следующий день мы узнали от жителей верхней деревни, что поселения куррумбов внизу нет, зато, по их словам, где-то там находится поселение тамилов, т.е. индийцев. Но они снова начали убеждать нас, что к водопаду нет дороги. Мы, гадая, почему же жители деревни не хотят рассказать нам про тропу, спускаемся к месту, где накануне спрятали хорошую палку. Но тут нас уже ждет сюрприз. На тропе, среди чайных плантаций, стоял буйвол. Хоть он был меньшего размера, чем встреченный нами вчера, но рога его выглядели более чем устрашающе.

небольшой дикий буйвол

Я спустилась по чайным зарослям в обход буйвола, он недовольно прохошел вперед, а мой спутник пошел забирать палку. Радостные, что справились с первым препятствием, мы продолжаем путь, но не долго. За следующим поворотом, на преждем месте, встречаем нашего вчерашнего знакомого, огромного буйвола. Тут уже тропы в обход нет, и я уже почти готова отступить, даже мысль о дикой деревне не вселяет в меня оптимизма. Но мой спутник, покрикивая с стуча палкой о камни, начинает гнать буйвола вперед, вниз по тропе. Ничего не остается, и я, готовая в каждую минуту убежать назад, крадусь следом. Тропа серпантином спускается по джунглям, и сквозь густую листву я выглядываю фигуру животного внизу. Буйвол то останавливается пожевать листву, то неспеша двигается дальше. Мы медленно идем за ним. Наконец послышался сильный хруст – животное сошло с тропы и ушло в лес, мы бегом пробегаем это место и следуем дальше, каждую минуту готовые к новым встречам. Скоро тропа перестает быть определенной: в некоторых местах над ней сходятся ветки колючих лиан, в других она завалена стволами упавших деревьев. Я уже сильно сомневаюсь, что внизу нас ждет деревня.

джунгли на пути к водопаду Катрин

Вскоре тропа принимает вид совсем не хоженой. Я плотнее кутаюсь в шарф от пеньджаби – чтобы колючие лианы не царапали кожу и никакое насекомое не забралось за ворот, убираю фотоаппарат в рюкзак – сейчас не до него. Уже на обратном пути я поняла, что с какого-то момента мы спускались по звериным тропам, а сейчас я шла, опираясь на 2 палки, пролезала под колючими кустами, спускалась по осыпающемуся грунту, но каждые несколько секунд поднимала глаза от тропы и пристально вглядывалась в лес. Тут было не до фотографирования красот, да и красоты уже казались не красотами, а возможным прибежищем какого-нибудь дикого зверя. Я вспомнила, что в заповеднике Корбет нам рассказывали, что обезьяны начинают по-другому верещать, а прицы по-другому петь, когда чувствуют приближение тигра. И нам, не знакомым с местной фауной, птичьи голоса вокруг казались очень беспокойными и неестественными, но я старалась не слушать их. В голове у меня крутилась мысль о двух заблудших англичан, которые 10 дней плутали по таким джунглям без дорог и без еды, и в результате явились пероткрывателями Нильгири для Британской империи.

джунгли нилгири

Высота ущелья, в которое мы спускались, около километра, так мы спустились почти ? и вышли на слабо протоптанную дорожку, идущую вдоль склона. Тут стали встречаться следы слонов. Это были не следы, а огромные кучи. Не обманули нас местные жители! Мы дошли до заваленного деревьями водопоя, тут я осталась ждать, а мой друг пошел разведать дальнейшую дорогу. Вернувшись, он сказал что впереди искрошенные в труху ветки – видимо лежбища слонов, слоновьи кучи и, похоже, мы в самом центре слоновьего царства.

Мы решили не знакомиться с дикими слонами и повернуть назад, пока случайно не перешли дорогу одному из них.

Возвращаться к людям, не так страшно, как в идти неизвестность. Мы все искали, где же сбились с тропы, которая сверху казалась очень хоженной. Так мы вышли на еще одну тропу, идущую вверху вдоль склона, а она вывела нас в небольшую деревню. Я вздохнула облегченно – нас не съел тигр и не растоптали дикие слоны, и села отдохнуть посреди улицы, невзирая на удивленные взгляды местных жителей. Мы явились первыми белыми, которые зашли в эту деревню, и все очень настороженно смотрели на меня, пока мой спутник ходил с большого камня осматривать ущелье, из которого мы только что поднялись. Вид у нас был оболдевший– еще бы, только что боролись за жизнь в царстве диких животных. И колориту прибавляли большие палки в руках.

Но у меня нашлась игрушки для детей, это немного разрядило обстановку, и меня пригласили во двор, где угостили сахарным тростником. А потом, когда мой спутник перефотографировал всю деревню, жители и вовсе растаяли, сняли с дерева 2 зеленых памеллы (большой цитрусовый фрукт), и угостили нас.

Мы распросили мужчин, какие животные водятся в лесу. 12 слонов, - уверенно говорили они, олени, тигры, медведи. А когда мы показывали некоторые фотографии и спрашивали, узнают ли они это место, они отрицательно качали головой. Им и в голову не приходило спускаться ущелье под деревней.

На следующий день было решено устроить выходной, но мой спутник с утра начал проявлять беспокойство. Как же, мы еще не попробовали подойти к водопаду со стороны ущелья, по которой непосредственно он спадает! И мы, забывая об отдыхе, едем в Котагири, откуда идет автобус в сторону водопада. Но ждать автобус, который только что ушел, не хочется, и мы проходим 5 км пешком, срезая путь по деревням и чайным плантациям. И здесь не видно хорошей тропинки к водопаду, мой друг идет на разведку, а я жду в зарослях чая. Через 40 минут он возвращается с известием, что внизу идет широкая каменная тропа, в некоторых местах в скалах вырезаны каменные ступени, но дорога сильно разрушена и заросла, но идти по ней можно. И мы снова уходим от мира людей в мир дикой природы, спускаемся по исчезающей древней дороге, пробираемся через колючие лианы по руслам пересохших ручьев, через заросли трехметровой травы. Похоже, до нас тут кто-то шел – в траве вырублен проход, иначе мы, возможно, и не достигли бы цели.

И вот он, долгожданный водопад! Мы вылезаем на большой камень между первой и второй ступенями водопада и смотрим вверх. Но в моей голове неустанно блуждают образы диких животных, и занимают они меня гораздо больше, чем водопад. Ведь еще предстоит дорога наверх! Купаться в ваннах не захотелось – вода грязная, на стенках ванн слизь. Не удивительно, ведь сверху сильно населенные горы, покрытые чайными плантациями.

водопад Катрин, Нилгири

На обратном пути мы встретили стаю обезьян, которые, перекрикиваясь, перепрыгивали с ветку на ветку. А когда уже вышли из леса, снизу раздался громкий шорох, хруст веток и истошный обезьяний крик. А затем наступила полная тишина. Возможно, обезьяну наказал за какую-нибудь провинность важак стаи, но я решила, что наверняка это тигр, и почти почувствовала запах обезьяней крови. Все, больше я в джунгли Нильгири не ногой – думала в тот момент.

Мы пошли на смотровую площадку полюбоваться на водопад. Возможно, в сезон дождей он виден с этого места, но сейчас была видна только ванна под водопадом, скалы и разноцветные кроны деревьев в ущелье. И очень красивый – пожалуй, один из красивейших в Нильгири, вид на долину в закатном свете.

вид на водопад катрин со смотровой площадки

На последний автобус мы опоздали, и шагали по пустой дороги в надежде на чудо. И чудо действительно произошло. К чайной фабрике как раз приехал грузовик, забиравший рабочих. И с ветерком, стоя в кузове грузовика, мы доехали до Котагири.

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.