Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

К Рудранату

У нас оставалось дней 6, и мы решили отправиться к храму Rudra Nath. Рудранатх - один из 5 храмов Шивы в Гархвальских Гималаях. По приданию здесь после того, как Шива в образе быка ушел под землю в Кедарнате, вылезло его лицо.

В деревне Mandal, от которой по карте начинается тропа в Rudranath, мы были свидетелями свадьбы. Вообще, попасть на свадьбу в Индии – наша давнишняя мечта, пока не осуществленная. Тут, увидев украшенные живыми цветами машины и автобус и услышав барабанный бой вдали, мы поняли, что попали куда мечтали. Но оказалось, что невеста живет в другой деревне, в 100 км от этой, поэтому мы присутствовали только на торжественном выезде жениха на лошади, но и это зрелище нас чрезвычайно впечатлило. Когда мы попросили сфотографировать жениха, спутники закрыли его лицо специальными нитями бисера на его головном уборе.

жених в индийской деревне Mandal

Процессия (мы обратили внимание, что тут были одни мужчины) под веселую музыку и барабанный бой уехала к невесте, а мы, устояв перед приглашением отправиться с ними, пошли по тропе в горы.

Первые 5 км до деревни Ansuiya Devi дорога поднимается вверх. Сюда идет широкая выложенная камнями тропа, вдоль которой стоят беседки для отдыха, и мы решили, что Rudra Nath – очень посещаемое место. Деревня Ansuiya Devi очень маленькая – десяток домов, и в центре ее стоит храм, который является местом паломничества, и к которому, как оказалось, ведет эта широкая тропа. Храм посвящен жене Rishi Atri по имени Ansuia. По форме он похож на другие храмы в этих местах – в Укимате, Кедарнате. Внутри в центре – специальное место, в котором во время пуджи горит огонь.

Храм в деревне Ansuiya Devi на пути к Rudranath

Дедушка в деревне, знавший несколько английских слов, развел костер в очаге, принес молока, и вместе с Верой они сготовили нам чай. Напившись, мы пошли дальше, и примерно через километр пути дошли до двух водопадов на реке. Около водопадов висела табличка, гласившая, что тут после смерти своей возлюбленной жены медитировал какой-то святой, и кто придет сюда, никогда не разлучится со своей женой. Тут тропа заканчивалась, моста через первую речку ко второму большому водопаду не было, пришлось нам перебираться на другую сторону по камням. Мы все гадали, как же попадают туда индийские паломники – наверное босиком вброд.

Около второго водопада продолжения тропы также не было, и мы вернулись до развилки. Дальше тропа уже не напоминала паломническую – обычная натоптанная тропа в лесу.

На тропе к Rudranath

Ущелье это не такое красивое, как по пути к Madhyamaheshwar . Сосен нет, густой лиственный лес, и не видно ровных участков, где можно поставить палатку. Вечерело, а мы поднимались по тропе все выше и выше. В конце-концов вышли на большую поляну на склоне горы, и нашли тут более-менее ровную площадку. Сено на поляне было скошено, связано и охапки лежали под большим камнем. Около этого камня с видом на долину мы остановились на ночь.

Ночевка на пути к Rudranath

На следующий день мы продолжили подъем по тропе. На пути стали встречаться домики с соломенными крышами, возможно, в сезон тут предлагается отдых и еда для паломников к Рудранату, а сейчас, когда храм закрыт, домики тоже необитаемы. Мы поднимались все выше и выше сквозь обвитый лианами и обросший мхом густой лес. По дороге наш спутник, шедший первым, спугнул стадо диких животных, похожих на оленей.

Лес по дороге к Rudranath

К 2 часам дня лес остался далеко внизу, а перед нами был безжизненный покрытый выжженной желтой травой склон. Тут около избушки пастухов мы остановились обедать, и думать, что делать дальше: по карте храм Рудранат расположен на высоте около 2300 метров, а мы поднялись уже как минимум на километр выше. Пока мы готовили чай в домике, наш спутник сходил на разведку, и, вернувшись, сказал, что дальше идти не стоит, т.к. тропа забирается все выше и выше, и там превращается в еле заметную тропинку на камнях. Такая маленькая тропинка не может идти в деревню или другое посещаемое место. Возможно, на каком-то этапе пути мы сбились с дороги.

самая высокая точка, до которой мы поднялись на пути к Rudra Nath

Для успокоения мы решили, что этот домик с соломенной крышей на покрытом желтой травой склоне и есть цель нашего подъема. Попили чай, любуясь на парящих в синем небе над головой огромных орлов и панораму выглянувших из-за ближайших вершин высоких гор, и начали спускаться.

На обратной дороге

За этот день мы не встретили ни одного человека. Остановились ночевать в одном из домиков на склоне. Дверные проемы закрывают широкие доски, которые мы отодвинули, и вошли внутрь.

Заброшенные на зиму домики, в первом из которых мы ночевали

В первой комнатке на полу лежало сено, которое мы постелили под пенки, а во дальней –места для ночевки, а между ними – очаг. Разжигать огонь в комнате, где собираемся спать, мы не решились, и сделали очаг на улице. В первый раз за много последних дней луна вылезла на небо поздно, и, готовя ужин, мы полюбовались огромным звездным небом.

Внутри домика

Наутро, ликвидировав все признаки нашего пребывания в домике и задвинув двери, мы спустились в деревню в надежде, что найдем отсюда еще одну дорогу до Рудраната. Но местные жители уверенно показывали нам на дорогу, откуда мы вернулись – другой дороги тут не было. Мы смотрели на карту и не могли понять: неужели тропа поднялась так высоко, чтобы потом спуститься почти на километр вниз, к храму. Нам казалось это невероятным. На карте еще одна тропа ведет к храму через соседнее селение Galgon Gaon , но она также поднимается на километр выше храма – в деревне Naila . (Уже вернувшись в Ришикеш, в одном из описаний я прочитала, что тропа к Рудранату через деревню Maldal поднимается на высоту 4400 метров, а храм расположен не на указанной в карте высоте 2300 метров, а на 3550 метрах. Но насколько достоверна эта информация, неизвестно).

Как ходят в храм Рудранат, осталось для нас загадкой, мы спустились в Mandal , и пошли к соседней реке (в Мандале сливаются две реки), на которой на карте отмечен 140-метровый водопад. Правда тропа к водопаду не обозначена, а мы уже поняли, что ходить в здешних горах без тропы сложно: тратится слишком много сил на перемещение на небольшие расстояния.

Склоны вдоль реки поросшие густым невысоким лесом в лианах и колючках – джунгли по нашим понятиям. Здесь, на берегу реки, мы нашли уютное место, где поставили палатку. Вечером жгли костер, и, стараясь не думать о диких зверях, обитающих в джунглях, и орали песни, чтобы не слышать громкие шорохи в кустах.

Склоны горы, покрытые джунглями, Mandal, Индия

Нас никто не съел, и утром мы пошли гулять выше по реке. Явной тропы тут нет, поэтому чтобы дойти до 140-метрового водопада (на карте обозначенного достаточно далеко) нужно обладать хорошим запасом настойчивости, смелости и свободного времени. Мы шли по реке, и на одном из прижимов, который не смогли обойти, повернули обратно. В пути мы переходили реку вброд, карабкались по камням, висели на лианах. Река завалена крупными камнями, образующими много небольших водопадов, так что за каждым препятствием мы выходили к новому интересному месту.

Переправа через реку, Mandal, Индия

Хоть мы и не дошли до Рудраната, расстроились не сильно. Ведь если бы мы дошли до храма, на обратном пути нам пришлось бы снова подниматься больше, чем на километр вверх, а мы были ограничены во времени, и не взяли с собой достаточно еды – планируя обернуться быстро. День на реке оказался не менее интересным, чем день движения к храму – дорога к нему средне живописная (по меркам местных гор), и если не ставить целью паломничество к святому месту, по трудозатратам не оправдывает себя.

Но в целом треки нам понравились, и теперь, побыв несколько дней в Ришикеше, собираемся снова продолжить путешествие по Гархвальским Гималаям.

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.