Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Kartikswami

Первый приезд в Kartikswami

Дорога из Чопты в Pokri нас так впечатлила, что на следующее утро мы решили вернуться по ней до понравившегося нам места, где она проходит по хребту. Здесь стоят ворота с колокольчиками и открывается вид на заснеженные вершины с одной стороны и на невысокие покрытые лесом – с другой.

Когда мы приехали в деревню Kanakchauri, не было еще 8 часов, на главной улице, расположенной на дороге, царили тишина и покой. Мы прошли через ворота и начали подниматься по широкой каменной тропе, ведущей к храму. Местами покрытая жестким снегом тропа вела по освещенному утренним солнцем лесу из рододендронов и других вечнозеленых деревьев.

Вдоль тропы на деревьях висят колокольчики, звоня в которые паломники сообщают Картику – сыну Шивы и Парвати (храм которого стоит наверху) о своем пришествии. Я тоже звонила в колокольчик, потому что приятно было слышать, как их мелодичные голоса нарушают утреннюю тишину. Недалеко от храма стоит домик, в котором живет пуджари (человек, проводящий службу в храме) и баба садху. Они пригласили нас выпить утреннего чая с лимоном, но мы отказались, т.к. согрелись по дороге, и хотели скорее дойти до храма.

Тропа постепенно взбирается вверх, выходя на обзорные площадки, с которых через ветки деревьев можно любоваться снежными пиками и градиентами гор. И когда поднимаешься в одиночестве по таинственному лесу, где на заснеженной тропе следы только одного человека, прошедшего по ней в последние дни, звонишь в колокольчики, то сердце наполняется торжественностью и предчувствием необычного.

По дороге к Kartikswami

Действительно, открывающийся сверху вид на гряду заснеженных семитысячников, вытянувшуюся на пол горизонта, вряд ли кого оставит равнодушным. Величественность зрелища вызывает восторг и наполняет сердце покоем: разве может суета нашей жизни иметь значение рядом с незыблемой вечной красотой и силой этих гор. Здесь, второй раз за последние два дня я почувствовала единение с миром, совершенную отрешенность от пространства и времени.

Казалось, зачем мы живем, работаем, как ни ради того, чтобы видеть такое величие природы? Мне очень хотелось, чтобы все мои знакомые хоть раз в жизни оказались на этой горе, и увидели и прочувствовали это незыблемое, вечное, ледяное спокойствие.

Сам храм также достоин внимания, помогает создать приподнятое настроение. Вокруг него везде - на воротах, оградах, под крышей развешены колокольчики. И каждый из них имеет свое, отличное от других звучание. А тут, вдалеке от людей, ничего, кроме этого звона не нарушает тишину. Иногда только каркают пролетающие черные вороны и разрывают воздух пролетающие огромные орлы, наверное с 1,5 метровым размахом крыльев.

Храм Kartikswami

Когда я уже уходила, к храму пришел пуджари проводить службу. Шел он босиком по жесткому снегу. В храме он зажег ароматные палочки около фигуры Картика и начал маленькую церемонию.
Во время спуска я не переставала восторгаться. Очень не хотелось возвращаться из царства вечности на землю. Только мысль о том, что внизу все зелено и тоже необыкновенно красиво, заставляла шагать вперед.

По дороге к храму Kartikswami

В это утро около храма Kartikswami родилась мысль приехать сюда еще раз, и в один из последующих дней мы попытались ее осуществить.

2 приезд в Kartikswami

Пересилив свою лень, мы выходим из дома к 5-часовому автобусу, с расчетом на то, чтобы успеть к рассвету подняться по трехкилометровой тропе к храму. Но мы немного не рассчитали: вместо 5 часов автобус отправился в 5.40, и по дороге в него садилось много местных жителей. Причем их обычно провожали большими семьями, и после того, как вещи оказывались загружены в автобус, все начинали прощаться с уезжающими, поэтому посадка каждого пассажира занимала достаточно много времени.

В этот раз мы серьезно подготовились к мероприятию: одели на себя всю одежду, чтобы не замерзнуть утром на горе, взяли спальники и коврики, с утра накипятили чаю и перелили его с собой в стеклянные бутылки, захватили даже припасенный на крайний случай в Ришикеше шоколад Ritter Sport (большой деликатес в Индии). В захватывающих дух мечтаниях нам предстоял подъем заснеженной тропе при свете звезд, среди диких животных. Но, пока мы доехали, уже расцвело, поэтому поднимались мы по светлой тропе, да еще и очень спешили. Но все равно, когда первые лучи солнца осветили самую высокую вершину в округе, мы были еще на склоне, и увидели это впопыхах. К тому же мы ожидали яркого зрелища, когда вершины осветятся ярко-розовым утренним светом, но т.к. они освещаются розовым на закате, теперь они стояли подсвеченные контурным боковым светом. Но огорчаться долго мы не стали, наверху нашли безветренное место, отметили начало нового дня чаем с шоколадкой и улеглись в спальники – подвергать вершины нашему расслабленному созерцанию. Мы так расслабились, что даже задремали в этом занятии.

Утренний пикник на Kartikswami

На обратном пути Вере пришла идея, как сделать так, чтобы посмотреть тут и закат, и рассвет. Можно остановиться ночевать в домике садху, стоящем немного ниже на склоне. К нашему удивлению, они сразу же согласились на наше предложение, и мы, выпив с ними чаю, счастливые пошли вниз, в уверенности, что обязательно еще вернемся сюда.

3 приезд в Kartikswami

И вот, несколько дней спустя, мыс вещами поднимаемся к заветному домику на склоне горы, около Kartikswami . Садху совсем не удивились нашему вторжению, и мы, оставив вещи в комнате одного из них, отправились наверх смотреть закат.

Закат над Гималаями

Панорама отсюда открывается круговая. Половина горизонта – заснеженные пики гималайских гор, а вторая половина – очертания более низких гор в вечерней розовой дымке. Красное предзакатное солнце отражается во множестве колокольчиков, и постепенно заливает розовым цветом снежные вершины. Жалко, быстро кончается это яркое представление, которое устраивает нам природа.

Закат в Kartikswami

Наслушавшись в последние дни в деревне Гуньяла рассказов об обитающих в окрестных лесах тиграх, долго сидеть наверху мы не решились, и, дождавшись первых звезд, спустились вниз, к нашему приюту. Нас уже ждали – готовили ужин.

Пуджари и баба садху живут в разных комнатах одного домика, у каждого свой храм, и даже готовят они по отдельности. Нас поселили в комнату к молодому пуджари. Его жилище условно разделено на три части. В одном углу кухня: очаг, небольшой запас продуктов на день, место на полу для еды. В середине – храм, он занимает большую часть комнаты. В центре храма – скульптура главного святого, украшенная цветами и разными блестками, на стенах плакаты с изображением других святых. Здесь на коврике на полу, под скульптурами и изображениями святых мы спали. И в дальнем углу комнаты стоит кровать и стоит большой чемодан с вещами – там спальня.

Вскоре нас позвали ужинать. Это был традиционных гарвальский ужин: рис, чапати, гороховый дал, и тушеные зеленые листья под названием «овощи» и салат – «мальта - мулли», что в переводе означает «апельсин» и «редька». Апельсины тут посыпают смесью соли и специи, по цвету похоже на карри, и едят не как десерт, а с основными блюдами. Мы предполагали, что у нас будет голодный вечер, поэтому перед подъемом наверх съели в деревне яичницу, и порадовать радушного хозяина своим вольчьим аппетитом не могли – он решил, что нам не понравились его кулинарные способности и кажется немного расстроился.

Дождавшись, когда мы закончим ужин, пуджари спросил у нас, можно ли и ему приступить к еде, и принялся ужинать. В это время пришел баба сахду с дымящейся «юттой» (кальяном, сделанным из кокосового ореха), и мы на смеси нескольких английских слов, которыми владеют наши хозяева, и языка жестов завели разговор. В камине горел костер, отражающийся в добрых глазах на бородатых лицах наших хозяев, мы блаженно растянули ноги на полу и отдыхали. Видя наш интерес, баба садху сходил в свой храм, и принес оттуда сумку с несколькими фотографиями. Наши хозяева придвинули поближе к нам маленькие керосиновые лампы, подбросили дров в камин, закрыли дверь, чтобы тепло не выходило, и мы начали смотреть фотографии. Баба Садху на всех фотографиях смотрится очень колоритно – еще бы – в оранжевых одеяниях, с космами до пояса, да еще – с такими же, как он Садху.

Вслед за Бабой Садху и пандит принес свои фото и из них мы узнали, что он ходил в Пандавсера – место рядом с Madhyamaheshwar, куда мы не дошли, т.к. мало знали про эту тропу, да и местные жители нас не пустили – потребовали пермит. Нас очень заинтересновал рассказ про Пандавсера, и хозяева пригласили нас приехать в июне, чтобы вместе пойти к храму, расположенному за ледником.

Т.к. общего языка у нас и наших друзей не было, общение проходило скорее на эмоциональном уровне, но в такой романтической обстановке – сидя вокруг очага на полу, а нас еще и укрыли одеялами, с «юттой» в руках – ощущалось совершеннейшее спокойствие, расслабленность и тихое счастье. Садху приготовил вкусный чай, еще больше скрасивший теплый вечер.

Вечер с Бабой Деви Гури

Перед сном пуджари зажег около алтаря ароматические палочки, свечи, и мы блаженно заснули в нашем уголке.

С вечера мы волновались, что с утра будет тяжелая голова – в комнате, дымохода у очага нет, двери закрыты, поэтому в комнате было очень дымно. Однако встали мы на удивление легко, и в 6.45 были уже на горе в ожидании рассвета.
Рассвет на Картиксвами не так красив, как закат: солнцем освещаются только 3 вершины, а остальные в тени. Но все равно интересно наблюдать, как розовеет дымка между более низкими горами, а вслед за этим появляются первые солнечные лучи, светящие все дальше и дальше, и наконец достигающие ближайшей вершины. Орлы видимо просыпаются позже, сейчас над нами летали только вОроны. Мы взяли с собой спальники и коврики, и Вера блаженствовала на них, глядя на горы, а я гуляла вокруг.

На рассвете на Kartikswami

Вернувшись к нашему приюту, мы были напоены чаем. Вначале нас напоил пуджари, а потом Баба Садху. Как оказалось, Баба большой любитель фотографироваться, и мы устроили ему фотосессию. Денег с нас за ночлег не взяли, и все приглашали приезжать снова. В дорогу Баба Садху дал нам апельсин и яблок, напоследок помазал, нарисовав на наших лбах ярко желтую и ярко рыжую точки. И мы вместе пошли вниз: ему нужно было в Pokri , как и нам. Он шел босиком по снегу и ничуть не отставал от нас, показывал по дороге на снежные вершины и называл, где какая. Правда, когда мы пошли в деревню на автобус, он пошел в другую сторону – видимо 20 км не то расстояние для него, чтобы ездить на автобусе. Так мы, не прощаясь, распрощались с еще одним нашим новым другом.

Dvi guri baba naga

Панорамы Kartikswami

Колокольчики Kartikswami

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.