Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Дели. Триумфальный успех

 

Эта длинная история является итогом нашего 10-месячного турне по Индии и Непалу. Мы приехали в Дели на пол дня, т.к. думали, что для северного человека (каковыми мы считаем себя) находиться в Дели в самый разгар жары невозможно. Но получилось так, что мы остались в Дели на целый месяц, познакомились со «светом интиллигенции» индийской столицы, организовали 2 фотовыставки и стали знаменитыми настолько, что нас даже узнавали на улице. Но, обо всем по порядку.

В Дели мы заехали, возвращаясь из Непала, чтобы вечером покинуть столицу и отправиться в зеленый Ришиеш, стоящий на холмах, в предгорьях Гималаев. Иначе – нам так казалось, мы умрем от жары. На пол дня мы остановились в отеле на мейн-базаре, и, сделав все необходимые дела, решили позвонить нашему знакомому Ранджану Кумару, с которым мы познакомились в Ориссе и который во время нашего предыдущего приезда в Дели показал нам много интересного в этом городе. «Жду вас через пол часа около отеля Джанпад» - радостно ответил Ранджан на наш неожиданный звонок, и мы по мчались на встречу. «У меня для вас сюрприз» - сказал Ранджан и вручил нам пригласительный билет на свою выставку, посвященную античным монументам Дели, которая начинается через 2 дня. Ранджан привез нас в выставочный зал, где только начинали развешивать по стенам его фотографии. Мы с интересом смотрели на них, и шутили, что архитектура-архитектурой, но у нас фотографии интереснее - ведь на них запечатлены люди, их настроения, быт, жизнь людей... «Жаль, что вы сегодня уезжаете, я договорился с одним знакомым, он может показать вам Красный Форт, вы же там еще не были!» - сказал наш друг.

Но мы не можем оставаться в Дели в такую жару, мы еле ноги передвигаем, когда направляемся из одного кондиционируемого помещения в другое. Так что Красный Форт видимо придется оставить на следующий раз. Но из-за встречи с Ранджаном мы потеряли время, которое должны были потратить на поиск места, где в Дели можно оставить теплые вещи, которые мы привезли из Непала. Обычно это не проблема, мы всегда оставляем вещи, а тут в отеле, где мы уже останавливались, нам не разрешили этого сделать. Уезжать в спешке не хотелось, поэтому мы решили поменять билеты на завтра. «Попробуем пережить одну ночь в Дели в разгар жары, ведь люди тут как-то живут» - успокаивали мы себя по дороге на железнодорожный вокзал. Обмен билетов в кассе для иностранцев оказался на удивление легким делом, хоть мы сдавали билет за 4 часа до отправления поезда, потеряли всего 25%. Заснуть в жарком Дели оказалось, как мы и предполагали, нелегко, но мы успокаивали себя тем, что нужно потерпеть только одну ночь, а на завтра мы уже оказемся в Ришикеше.

На следующий день мы снова встретились с Ранджаном, и он снова привез нас на свою выставку. Фотографии уже висели на стенах, и смотрелись гораздо интереснее, чем наконуне. Мы поправляли фотографии, которые висели криво, и, сами в то не веря, шутили, что в один прекрасный день состоится наша выставка, и кто-нибудь из друзей придет поправлять наши рамки.

Пришли друзья Ранджана, он представил нас им как замечательных молодых фотографов, у которых в арсенале сотни фотографий индийских женщин. И все вместе мы отправились в кафе. Наши спутники заказали холодный кофе, а мы до этого никогда не пробовали этот замечательный напиток, поэтому заказали заказали горячий кофе. О чем пожалели, когда увидели что представляет из себя холодный кофе. Это оказался молочный коктейль с мороженным, очень аппетитный на вид. За столом мы рассказывали нашим собеседникам, какая холодная страна Россия, какие у нас морозы зимой, особенно на севере, и что к таким специфическим напиткам, как холодный кофе мы не привыкли. Они удивленно смотрели на нас, и когда мы вышли из кондиционированного кафе, то поняли, что погорячились с кофе. На улице стояла такая жара, что мы еле на ногах стояли. 40 град. в тени, нормальная погода для индийского лета.

Ранджан всем с радостью рассказывал о своей предстоящей выставке, на открытии которой должен присутствовать прайм-министр Дели, и мы, немного подумав, решили остаться на церемонию открытия. Что нам – 1 день, у нас времени много, сделаем человеку приятное. И вот, мы снова бежим на вокзал сдавать билеты. «Нас могут заподозрить в каком-нибудь покушении, которое нам каждый день не удается совершить, поэтому мы все меняем билеты» - шутим мы.

Вечером нам приходит в голову неожиданная мысль. «Что мы оденем на церемонию открытия выставки, где будет присутствовать сам прайм-министр?»- и мы бежим выбирать себе наряды, соотрветствующие торжественному случаю. Благо, живем мы на мейн-базаре, и все магазины тут под боком. Но спохватились мы поздно, магазины уже закрывались, и нам пришлось перенести это ответственное занятие на утро торжественного дня. Выбор наряда на индийском рынке – дело непростое, столько красивых тканей, красивых нарядов – глаза разбегаются от разнообразия. К тому же это занятие требует времени, потому что чаще всего индийские женщины покупают просто ткань, и идут с ней к портному. В Дели на мейн-базаре можно купить и «готовое к употреблению» пеньджаби – уже сшитое платье и штаны, но его размер нужно все равно нужно подгонять у портного. По поводу того, чтобы появиться на церемонии в европейской одежде нам в голову не приходило – так мы привыкли к индийской. Вера выбирала сари, а я паньджаби. Но к сари нужно шить блузу, мы уже не успевали, поэтому мы выбираем 2 паньджаби самых ярких цветов, чтобы уж точно быть замеченными прайм-министром Дели и бегом бежим к портному. К10 часам утра наши наряды уже готовы, мы покупаем резинки для волос – в отличии от России, в Индии распущенные волосы тут не считаются красивыми, нужно их собрать. Мы находим рикшу и едем в выстовочный зал.

Здесь уже много народу. Наш друг Ранджан рассказывает о своих фотографиях какой-то женщине в очень простом сари, а на них со всех сторон направлены объективы больших видеокамер. «Кто эта женщина?» - отыскав в толпе знакомое лицо, спрашиваем мы. «Это Прайм министр Дели» - отвечают нам. Через некоторое время все собираются около микрофона. Прайм-министр, Ранджан и еще некоторые люди произносят торжественные речи, зажигают лампу. Это своеобразная религиозная церемония, которая является обязательной при открытии всех торжественных мероприятии в Индии. Теперь выставка должна пройти удачно. Ранджан весь светится от счастья, и мы очень рады за него. Выставка наших фотографий – это мечта, пока еще очень далекая, и кажущаяся нам совсем неосуществимой. «Но, может быть, когда-нибудь и нам это удастся, раз удалось ему» - мечтаем мы. После официальной части репортеры окружают Ранджана и берут у него интервью. Прайм-министр когда встречается со мной глазами, тепло улыбается в ответ на взгляд. Хоть мы привыкли, что нам все улыбаются, все равно мы счастливы, получив чуточку ее внимания.

Гости приглашаются в специальный холл, и после угощения все расходятся. Ранджан подходит к нам, и знакомит со своей семьей, присутствуюйщей здесь. Настроение у всех приподнятое, все рады за него.

На следующий день, решив, что наша культурная программа в Дели выполнена, мы опять берем железнодорожные билеты в сторону Ришикеша и едем попрощаться с Ранджаном. «Мы сейчас поедем в Красный Форт, я же обещал!» - говорит он. «Но у нас билеты...» - робко возражаем мы, садясь в машину. Несколько волшебных слов, и вот мы заезжаем в строго охраняемые ворота Красного форта. «Познакомьтесь, мистер Шарма, директор всех античных сооружений в Дели, мой друг» - представляет нам Ранджан собеседника, в кабинет к которому мы заходим. Перед нами сидит очень добродушный мужчина, сразу проникшийся к нам интересом. «Вы посмотрите Красный Форт, наши музеи, останетесь на свето-музыкальное представление, а вечером мы поужинаем вместе» - объявляет он нам программу. О наших билетах на поезд мы уже не заикаемся. «Хорошо, но мы не можем в такую жару воспринимать информацию, мы же из России» - пытаюсь возвразить я. «Тогда вначале вы пойдете в музей, там кондиционируемые залы, затем осмотрите Форт. У вас есть с собой фотоаппарат?». Фотоаппарата у нас нет, несколько секундное замешательство. «Я достану вам фотоаппарат». Мы выходим из кабинета, к нам подходит очень вежливый юноша, и просит подождать несколько минут, пока придет машина – мистер Шарма позаботился и об этом, чтобы нам не пришлось идти по жаре пешком. Юноша просит водителя заехать к одному из зданий, отлучается ненадолго и возвращается с фотоаппаратом. «Я буду фотографировать вас в Красном Форте» - довольный сообщает он. Что ж, хорошо. На входе охранник пытается остановить нас, спрашивая билет. «Это гости Доктора Шармы» - вступается за нас юноша, и охранник сразу отступает. Мы заходим в здание музея, и идем в кабинет к главному археологу. Археологом оказывается очень приятная женщина, она общается с нами несколько минут и к большому нашему удивлению отправляется с нами – рассказывать об экспонатах музея красного форта. Нашу компанию сопровождает охранник, который освобождает путь к экспонатам, около которых шумно туссуются индийцы. Все с удивлением и уважением глядят на нас. «Кто же эти важные персоны?». А мы пытаемся сосредоточится – несмотря на кондиционеры, в музее слишком жарко, и воспринимать информацию практически невозможно. Мы смотрим разные военные оружия монгольского периода, затем идем в музей, посвященный времени оккупации Индии Британией. Портреты людей – национальных героев, картины, иллюстрирующие освободительные движения, военные собрания... Все сливается в одну картину. Жарко.

Мы выходим на улицу, прощаемся с охранником и главным архитектором, и идем гулять по форту. Красный форт был построен одним из монгольских императоров, тем же, что построил Тадж Махал. Здесь мечеть, жилое помещение для придворных дам – они жилы на большой веранде, без стен и разделения на комнаты, жилые комнаты монгольского императора и бани. Бани закрыты, но мы же почетные гости, и специально для нас их открывают. «Здесь отделение для дам, тут для мужчин, здесь была ванна с горячей водой, здесь постоянно горел огонь, на котором вода подогревалась, здесь была «арома ванна»...». Представляется придворная жизнь императора Индии, когда в ней столько продумано для ублажения тела.

Раньше большая часть помещений Красного форта была декорирована золотом и драгоценными камнями, но когда Дели захватили завоеватели из ..., они разграбили город, убили практически всех его жителей, и в течение 2 месяцев на лошадях и верблюдах они вывозили всевозможные сокровища.

После прогулки по Красному Форту мы возвращаемся в кабинет к доктору Шарме, и после небольшого ужина идем смотреть свето-музыкальное шоу. В 8 часов на хинди, в 9.30 – на английском, но мы идем на 8 часовое шоу. С помощью музыки, голосов и игры света расказывается история Дели. Наш друг переводит с хинди на английский, мы что-то понимаем. После завершения представления доктор Шарма подвозит нас на Пахарганж. «Я отпустил водителя, поэтому довезу вас сам» - оправдывается он. И на прощанье приглашает приезжать снова, когда будет не так жарко, обещает показать другие достопримечательности Дели, приглашает остановиться у него. Попрощавшись с нашим новым знакомым, мы бежим в кассу сдавать билеты. До отхода поезда меньше 2 часов, касса для иностранцев уже закрыта. К счастью, мы наткнулись на кассу для дам, в которой практически не было очереди, сдали билет, и даже получили за него половину суммы. Хозяева в нашем гестхаузе, где мы единственные постояльцы, в который раз уверены, что мы уезжаем вечером, ждут и волнуются, когда же мы придем забирать вещи, а мы снова забыли взять с собой их телефон чтобы предупредить, что опять пропустили поезд... Как трудно планировать что-то в Дели!

На следующий день мы решаем не брать билеты, и едем на выставку к Ранджану. Поездки на рикше в Дели можно описывать отдельным рассказом, т.к. очень часто рикши, предварительно хорошо поторговавшись, соглашаются везти, при этом не зная дороги. И тогда мы становимся участниками обзорных экскурсий по Дели. А если спешишь на встречу, то такие экскурсии совсем не кстати. Иногда мы начинаем нервничать, стучать водителя по плечу повторяя заветное название места, куда хотим попасть, в надежде, что на водителя снизойдет просветление и он неожиданно вспомнит дорогу. Проблема еще в том, лексика русского языка и хинди различается, и мы часто произносим названия мест не совсем правильно. Например, в хинди несколько различных звуков «н» и «т», которые мы не различаем на слух.

Такие меликие проблемы, как езда кругами на авторикше, подстерегают путешественника в Индии на каждом шагу, и очень быстро перестаешь придавать им особого значения.

Ранджан как обычно не один, он представляет нас своим знакомым, и, как обычно хвалит наши фотографии индийских женщин, которые, и по его уважаемому мнению, достойны внимания публики. «Когда они приедут в следующий раз, надо организовать их выставку!» - говорит он. «А почему бы нам не сделать выставку сейчас, в холле Пресс клуба Дели?» - предлагает один из собеседников, журналист одной из передовых индийских газет. Они совещаются, звонят куда-то – до июля зал Пресс клуба забронирован, но обещают придумать для нас что-нибудь. Ранджан сажает нас в машину и везет в пресс клуб. Холл оказался в индийском стиле – достаточно обшарпанный, и, по правде говоря, сначала даже разочаровал нас. Но надо же с чего-то начинать! Тогда мы еще не понимали, что имеет значение не внешний вид этого помещения, а его расположение. Пресс-клуб – место, где собираются все журналисты, очень посещаеме. И работы, висящие на стенах, и их авторов нельзя обойти стороной и оставить незамеченными. На следующй день снова вернулись в Пресс Клуб – составили метрику холла, прикинули сколько фотографий мы можем здесь разместить. «Максимум 21 фотография, но как же выбрать так мало из имеющихся у нас сотен шедевров?» - это вопрос, над которым мы ломали голову несколько дней. Какую тему мы можем раскрыть, и какими принебречь? Ранджан сказал нам, что тема Непала не так интересна, но наши непальские фотографии более колоритные, да и мастерство фотографировать растет с опытом. Но еще не известно даже, предоставят ли нам хоть этот холл на 21 фотографию, будет ли выставка...

Сделав несколько подборок фотографий по разным темам, мы спешим на встречу к президенту Пресс Клуба. Встречают нас очень радушно. «Может, вы поспособствуете началу дружбы между пресс клубами в Дели и в Москве?» - говорит нам президент пресс клуба мистер Пуш Пендра. В кабинете еще несколько человек, среди них 2 фотографа, нам представляют их как ведущих фотографов индийских журналов. Начинаем смотреть наши фотографии. Фотографы сохраняют холодность и невозмутимость. Но в целом идея сделать нашу фотовыставку, кажется, понравилась. «Сколько вы хотите дней?» - спрашивает нас мистер Пуш Пендра. «Здесь очень мало места, а у нас 3 совершенно различные темы по трем индийским штатам. Было бы хорошо по 3 на каждую» - набравшись храбрости отвечаем мы. «15 дней вас устроит?». Ну конечно, какие могут быть сомненья! Довольные, с подарками от президента Пресс Клуба Индии мы выходим на улицу. Кажется, нам как всегда везет, теперь предстоит самое важное – выбрать, подготовить, напечатать фотографии, сделать рамки. Первые 20 фотографий должны быть готовы через 5 дней, работы очень много. Не будем медлить! Мы заходим в знакомый фотомагазин, с владельцами которого – отцом и сыном познакомились в прошлый приезд. Заручаемся их поддержкой, определяемся с размером и форматом фотографий. Спрашиваем у них про рамки – но они работают только с дорогими мастерскими, и услышав цену, мы огочаемся. Ведь мы печатаем и оформляем фотографии за свой счет. Наши друзья советуют поспрашивать на мейн-базаре, мы находим там мастерскую, выбираем лучшие на наш взгляд рамки, долго сбиваем цену и останавливаемся на 130 рупий за штуку – что на наш взгляд совсем не дорого за такие рамки.

А тем временем по вечерам кипит работа по выбору фотографий для выставки. Дело это непростое, когда занимаешься в первый раз. К счастью, сын-фотограф из фотомагазина, у которого уже было много выставок в Дели, соглашается нам помочь, и мы выбираем 20 фото, ориентируясь на сюжеты, крупность планов, совместимость фотографий.

Мы делаем выставку для собственного удовольствия, и денег на ней заработать не планируем. К тому же мы путешествуем уже 9 месяцев, и наши финансовые запасы уже изрядно истощились. Поэтому для нас очень важно потратить на все как можно меньше денег. А сделать это в чужой стране, тем более в Дели, где наш цвет кожи заставляет собеседников называть часто заведанно более высокую цену, непросто. Но, как говориться, «не имей 100 рублей...». Договорившись через знакомых наших знакомых, мы напечатали фото 100 рупий, при обычной цене 250 рупий. Да, в Индии можно достичь очень многого, если заручиться полезными знакомствами.

И вот, за день до открытия выставки, Ранджан зовет нас к себе. Сейчас прийдет журналист брать у вас первое интервью. Интервью! У нас! Мы в волнении.

Первое интервью прошло спонтанно. Мы вывалили на юношу большое количество перемешанной информации, он слушал, кивал головой, что-то записывал, но было непонятно, какой процент нашего восторженного монолога он понял. Оказалось, давать интервью - это даже приятно: рассказываешь о своих приключениях, а тебя внимательно слушают и задают вопросы. «Представляешь, у нас взяли интервью!» - радовалась Вера, когда, распрощавшись с журналистом мы ехали с Ранджаном в машине. Он подвозил до места, где мы могли напечатать афиши выставки и свои первые индийские визитки. Куда же нам теперь без них!

А тем временем помимо подготовки к выставки текла наша обычная жизнь, но уже совсем в другом ритме – ускоренном, практически московском. Мы между делами даже не всегда успевали нормально поесть. Зато безмерно баловали фруктами - себя сладкими манго и ароматными дынями, которые ели килограмами. И, изнывая от июньской жары, все хотели переехать с шумного мейн-базара – вначале в Красный Форт, в общежитие студентов археологического института, а потом в тибетский квартал. Но все не хватало времени. К началу выставки нужно было переехать – президент пресс клуба, когда мы ему говорили, где мы живем, бледнел от ужаса, и уговаривал нас переехать жить в его дом. Пахарганж - район, в котором часто останавливаются приезжающие в Индию туристы. Здесь множество недорогих отелей, и он удобно расположен около железнодорожной станции «Нью Дели». Но среди местного населения он считается неблагополучным районом, и люди «из высших слоев» стараются тут не появляться.

В последний день перед выставкой, когда на Дели неожиданно полил дождь, ознаменовав самый ранний за 108 лет приход муссона, оказалось, что все готово к выставке и у нас есть немного времени. И мы переехали в тибетский квартал «Мажану Катила» - более спокойный, но удаленный от центра район. Мы обзавелись сим-картой для телефона в которой не было необходимости предыдущие 4 месяца, и теперь активно пользовались сотовым телефоном, решали наши дела, теперь мы деловые леди. Но самым большим бытовым потрясением для нас оказалась первая после 9-месячного перерыва поездка в метро. Вид заходящих в двери людей, движущихся эксалаторов, борьба за сидячие места повергли меня в настоящий шок. Я вспомнила Москву, метро, толпы людей, постоянную тесноту и невнимательность друг к другу. И поняла, как сильно не хочу возвращаться. Муссон принес долгожданное похолодание, температура воздуха упала на 10 град. – до 30 град. С, но дышать стало было тяжелее, т.к. воздух стал очень влажным. Но все таки, мы были в Дели уже почти 2 недели, и за это время поняли, что индийское лето хоть и тяжело, но можно пережить.

И вот, настал долгожданный день открытия выставки – 15 июля. С утра на улице дождь, мы закутываем наши фотографии в полиэтилен, ловим рикшу до пресс клуба, начинаем развешивать фотографии. Народу в Пресс Клубе с утра мало – обычно журналисты собираются к обеду, чтобы за красиво сервированном столом, часто в сопровождении рюмочки виски или коньяка, обсудить последние новости. Но те, кто находится в пресс клубе, с удивлением наблюдают, как белые леди собственноручно режут, завязывают, закручивают, вбивают – развешивают фотографии по стенам. Но мы в ажиотаже не обращаем ни на кого внимания – готовимся к первому дню нашей первой выставки.

Да, наши фотографии оживили и украсили коридор пресс клуба. Мы счастливы, не можем отвести от них глаз. Первая часть экспозиции посвящена высокогорному Ладакху, мы рассказываем всем интересующимся о нашем путешествии и о фотографиях. Многие обещают прийти брать интервью. Мы в приподнятом настроении – не ожидали такого успеха. К вечеру обнаруживаем, что с трудом можем вспомнить журналистов, оставивших ту или иную визитку. Начинаем подписывать визитки, давая нашим гостям смешные прозвища.

Практически каждый день у нас берут интервью, и по вечерам мы готовимся к ним, вспоминая интересные и наиболее запоминающиеся случаи, забавные истории, пытаемся осознать, как мы изменились за 9 месяцев в Индии, чему научились. Почти каждый день нам приносят газеты, в которых напечатаны статьи о нас. О нас писали и крупные издания, и молодые газеты, но мы очень быстро привыкли к популярности, и воспринимали интервью как работу, без восторга. А по дороге домой в метро разглядывали свои фото в газетах.

Наиболее всего мне запомнилось одно интервью. С подачи Ранджана нас пригласили в редакцию газеты « Mail Today » - 15 этажное здание. Само издательство находится на 11 этаже – в таких высоких зданиях в Индии мы еще не бывали, и поездка на лифте стала для нас настоящим событием. Нас провели в просторный зал для переговоров, и окружили вниманием. Вначале фотографы. Нас поставили к окну, из которого открывался красивый вид на залитый вечерним солнцем Дели, мне в руки вручили фотоаппарат с большим объективом. И начали фотосессию. Вначале мы смущались – нас фотографировали беспрерывно, ловя малейшее изменение мимики. Затем стало смешно, а минут через 10 мы просто устали. Тогда нас посадили за стол для переговоров и девушка стала задавать нам вопросы. Но фотографы никак не унимались. Они не переставая фотографировали нас во время нашего разговора, и пока мы, обессиленные, не перестали обращать на них внимание. После интервью мы с нетерпением ожидали выхода газеты со множеством наших фотографий, но когда получили номер, с удивлением обнаружили в нем только одну небольшую фотографию. Зато статья занимала целую страницу разворота, и крупным планом в ней были напечатаны наши фотоработы.

Телеинтервью, на мой взгляд, не удались, т.к. на первом мы сильно смущались, на другом мы были заняты сменой фотографий нашей выставки, и не уделили репортерам достаточно внимания. Кроме, пожалуй, одного. Нами занимались 3 часа – сначала возили на машине по городу, останавливались на разных улицах, просили выйти из машины и задавали вопросы, а потом начали снимать различные видеоматериалы о нас, чтобы сделать осмысленный ролик. Снимали как мы гуляем по парку, как покупаем морожное (этому было посвящено несколько дублей), как едим морожное, затем отвезли нас на базар и снимали как мы выбираем украшения, разговариваем с продавцами, торгуемся, смеемся, разговариваем. И, конечно, снимали нас на выставке.

Не знаю, какое интервью больше запомнилось зрителям, но пару раз, когда мы шли по улице, к нам подходили со словами: «Вчера я видел вас по телевизору!»...

А тем временем мы обзаводились новыми знакомыми. Вторую партию фотографий – на тему Океана, я попросила помочь мне выбрать главного фотографа из одной из крупных газет. Он пригласил меня к себе в гости, и после того, как мы позанимались моими фотографиями, он начал показывать мне свои. Оказалось, что всю жизнь он работал фотографом в горячих точках. На фотографиях были взрыв двух врезавшихся друг в друга вертолетов, когда их части, разбрасываемые взрывной волной, летят в разные стороны, лежащий на земле человек, в ужасе закрывающийся от направленных на него ружий, отчаяние женщины, узнавшей о гибели брата, военные, стоящие над убитым человеком. Кроме фотографий он показывал снимки из поездок по разным частям Индии, в основном сцены из жизни. «Я не хочу ехать путешествовать в другую страну, Индия такая большая и разнообразная» - сказал он мне, и я полностью согласилась. Это говорил человек, видевший не только страны южной Азии, но и Европу, и много знающих о ней. Я удивлялась, какая же опасная жизнь была у моего нового друга Суниля, сколько трагедий он видел своими глазами, и они не сделали его настороженным, закрытым, злым.

Появлялись и знакомые, предлагавшие провести выставку в небольших городах. Самый настойчивый из них пригласил нас в Чандигар, столицу Пеньджаба. И я была уже почти готова покорить и этот провинциальный город, но не хватило времени, индийская виза кончалась, надо было уезжать домой.

В один из дней нам пришла в голову идея зайти в Российский Культурный Центр в Дели, лично пригласить работников на выставку. Это была хорошая идея, т.к. увидев интерес работников к нашему мероприятию, мы предложили им организовать выставку в Культурном центре, на что они дали радостное согласие. У меня сложилось впечатление, что люди, работающие в культурном центре, хоть и провели в Индии несколько лет, знают об этой стране гораздо меньше, чем мы. Ну что ж, впереди вторая выставка, и мне приходится в который раз изменять свои планы.

В Пресс Клубе нас все уже знали и любили, и, я думаю, наша выставка внесла свежее дыхание и в атмосферу клуба. Обычно здесь выставляются современные художники – абстракционисты, а тут российские девушки показывают – «настоящую Индию» - фотографии о жизни в индийской глубинке, о жизни простых людей. На прощанье президент Пресс клуба сказал, что при таком большом количестве публикаций в прессе, сопровождавших нашу фотовыставку, мы можем балатироваться на должность Прайм министра Индии. Мы восприняли это как шутку, но конечно приятно, что выставка, такая неожиданная для нас, оказалась событием в индийской столице.

Во время выставки произошел один маленький неприятный инцендент, но мы его списали на то, что это дело рук фанатов. У нас украли Книгу отзывов, в которой несколько страниц было заполнено похвалами, сердечными благодарностями и пожеланиями успехов от наших новых друзей. Мы конечно понимаем, что книга отзывов – это формальность, но все же приятно было разбирать непонятный почерк, заглядывать в словарь – что означает то или иное слово, и внимать теплым словам в наш адрес. Новая Книга отзывов, которую мы завели уже в последние дни выставки, конечно, не возместит первых отзывов и первых впечатлений.

Последние выходные перед Вериным отъездом в Москву мы решили провести в Ришикеше. В эти 2 дня мы устроили настоящие выходные, никакими делами не занимались, гуляли по городу, ходили на пуджу и пускали цветы с горящими свечками по течению великой Ганги, купались в ее прохладных водах и в водопадах. Мы чувствовали себя в Ришикеше, как дома - у нас тут множество знакомых и друзей. Чувство домашнего тепла возникает во всех индийских городах после того, как поживешь в них несколько дней, благодаря радушию и открытости людей.

Еще до окончания выставки в Пресс Клубе Вера уехала в Москву и я осталась в Дели одна. В один из вечеров, когда я вечером возвращалась из Пресс Клуба, я поймала себя на ощущении, будто возвращаюсь вечером с работы в московском метро. Все стало настолько привычным и обыденным. Я совершенно привыкла к метро, к смуглым лицам индийцев, к взглядам, постоянно останавливающихся на мне. Привыкла и к тому, что мне, как белой леди, проявляют особое внимание, пропускают вперед, уступают места в транспорте.

Выставка в Российском культурном центре прошла без такого сильно эмоционального подъема, как в Пресс-клубе. Здесь мне выделили отдельный зал с полукруглыми стенами и большим роялем, в котором умещалось около 50 фотографий.

Выставка "Индия-моя любовь" в Российском культурном центре в Дели

На церемонию открытия пришло человек 25 гостей – работники российского посольства, индийские гости, мои друзья из пресс-клуба.

на церемонии открытия выставки

открытие выставки "Индия -моя любовь"

Главным гостем был член парламента – пожилой мужчина, которому все проявляли огромное почтение. Торжественные речи, зажигание лампы (способствующей, по индийскому обычаю, успеху выставки), букеты роз. Когда официальная часть мероприятия позади, гостей приглашают к столу и угощают разными закусками, а я провожу члена парламента мимо всех своих фотографий, общаюсь с гостями. Я в приподнятом настроении – ведь самая волнительная для меня часть программы – речь, позади.

я с другом Ранджаном Кумаром Сидгхом на окрытии выставки в РКЦ в Дели

На следующий день работник Российского центра, отвечающий за связи с прессой, дает мне несколько газетных вырезок, с небольшими заметками о выставке. В зале немноголюдно – заглядывают студенты, изучающие тут русский язык, или молодежь, приходящая в библиотеку. У меня осталось совсем не много времени в Индии до окончания очередной визы – и я решаю поехать в поселок Вашишт, под Манали – место, где начиналось наше долгое путешествие. Здесь я гуляю, работаю за компьютером, ем манго, морально готовлюсь к возвращению в Москву.

И 16 июля, после 9.5 месячного путешествия, я вдыхаю воздух аэропорта Домодедово и снова встречаюсь со своей верной спутницей Верой.

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Гостевая книга

Контакты:

Татьяна Макаренко
Основной сайт: http://www.fotoputi.com
е-мейл: m_tanya@mail15.com
Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

 

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.