Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Неделя среди дикарей. Трек в Аруначал Прадеш

племена Аруначал Прадеш

Основная идея трека – побывать в Ладе, одном из районных центров дистрикта EAST KAMENG , в городе, в котором никогда не было электричества, ни одного автомобиля, в котором не знают, что такое мобильный телефон и телевизор. Мир, замкнутый сам на себя. Возможно, на земле еще немало осталось таких мест, но нам никогда не приходилось в них бывать... Ведь это не маленький затерянный хутор – это район с 22 деревнями. Информация, которую мы имеем для маршрута – это карты ЦРУ 1956 года и современные карты дорог двух смежных дистриктов, по которым пройдет наш путь. На современных картах наш путь проходит по дорогам, на картах ЦРУ – по пешеходным тропам. Проверим, кто прав.

Начальная точка путешествия – город Бомдила, на высоте 2700 м. Вообще-то, это перевал Бомди Ла, ( Ла – в переводе с тибетского - перевал ), и на картах 1956 г. никакого города здесь нет. А теперь – здесь столица района. Вероятно, столь бурное развитие обязано индо-китайской войне 1962 г, после которой у Индии возникла необходимость удержания, и в политическом, и в силовом смысле, этого региона. История войны 1962 г достаточно путанная. По некоторым источникам, китайцы раздолбали в пух и прах пару индийских дивизий, после чего остановили наступление, и через некотрое время отступили обратно, на свою территорию, оставив Индии несколько районов уже бывшего к тому времени Тибета. Причем начали заваруху индусы, обьявив часть Тибета своей территорией, но если вспомнить, что китайцы творили в захваченном Тибете, индийскую захват можно, действительно рассматривать как спасение хотя бы части тибетского народа и их традиций.

Однако наш трек лежит далеко от всех этих событий, и ранним утром мы садимся в сумо и отправляемся в город Нафра. (Сумо – это довольно большой джип, в котором вместо багажника поставлено еще одно сидение, и в который официально помещается 11 человек, не считая водителя). Многие джипы идут по 10-12 часов по горным дорогам, так что можете оценить комфорт. Но жаловаться не приходится, ничего другого здесь не ходит, и к обеду мы приезжаем в Нафру. Нафры тоже нет на старых картах, и мы увидели то,что и ожидали увидеть – большой и безликий поселок из бетона и железа, сильно напоминающий российские поселки газовиков времен освоения севера. Местные жители, почти все как один, одетые made in China , удивлены нашим желанием идти в Ладу, - о, very far , very far , но по их реакции мы понимаем, что тропа туда есть, и народ по ней иногда ходит.

in West Kameng village

Заходим в маленький ресторанчик перекусить перед дальней дорогой. Когда и здесь, и далее я буду говорить ресторан, то это не совсем то, что вы себе представляете. 4-5 грубых столов, скамейки, за занавеской - газовый баллон или очаг, на котором на дровах готовится еда... В большинстве случаев – это все. Обедаем вегетарианскими момо, это такие вкусные непальские овощные пельмени, сверяем наши карты 1956 г с местностью, и в путь. Шагаем по очень узкой автомобильной дороге, которая бежит по склону сквозь красивые, милые сердцу сосновые леса, а внизу шумит большая река – Каменг. Ставим лагерь на сосновой поляне, чуть выше дороги, под потрескивание подожженного местными жителя подлеска ниже дороги, надеясь, что огонь ночью не перепрыгнет на нашу сторону. Просыпаемся незажаренными – значит не перепрыгнул. Встаем с рассветом, здесь это быстро входит в привычку, так как в 6 вечера уже темно, да, и тем кто рано встает, тем и бог дает. Дал и нам. Не успели мы пройти и 100 м, как нас догнал видавший виды рабочий джип с кузовом. И вот, обдуваемые ветерком, мы любуемся открывающимися видами, а трудяга джип ревет, надрывается, и лезет все выше, и выше. Нам очень повезло, что не пришлось набирать эту 1000 м вверх своими ножками. Да потом еще и вниз, почти столько же. Приезжаем в Казелонг. Последняя точка, куда ведет хоть какая-то дорога. Денег с нас за джип не взяли, местные жители изумленны и приветливы, но на наш вопрос, где бы тут попить чая и перекусить удивленно переглядываюся. Наконец, две девушки решают приготовить нам чай. Так сказать, вне программы. Так мы узнаем, что в здешних краях традиции общепита не развиты. Впоследствии мы узнали, что не только здесь, но даже в двух районных центрах, где мы побывали, просто нет места, где можно поесть. Ну, не принято это у них. Едят дома. Здесь, как и в Нарфе, почти все одеты в китайско-европейскую одежду, но все мужчины носят мечи. Именно мечи, они их назвают дао, размером от полуметра до метра, в красивых, отороченных мехом ножнах. У меня тоже есть дао, но совсем небольшой, см 40, чисто техническая вещь – подрубить в джунглях место для палатки, заготовить дрова для костра, снести голову какому-нибудь, не очень агрессивному хищнику типа курицы... Рядом с увиденным нами великолепием мой дао и близко не лежал. Причем, это были не суровые жители лесов и охотники за головами. Двое ехавших с нами ребят выглядели более чем интеллегентно, джинсы, белые рубашки, но у обоих через плечо висел дао.

Kazelong village West Kameng Arunachal

Girl of Arunachal Pradesh

Тепло попрощавшись с этими миролюбивыми представителями племен, мы начинаем свой путь по тропе, весело бегущей среди банановых и бамбуковых лесов, речек и ручейков, и огромных, исполинских, напоминающих виденные в кино про леса амазонки, деревьев.

in East Indian jungle

tropical jungle Arunachal Pradesh

waterfull in jungle forist

Местные герои с дао утверждали, что они ходят до Лады за световой день, т.е. часов за 12. Нам бы их быстроходность.

трек в Аруначал Прадеш

джунгли восточной Индии. Аруначал Прадеш

в Джунглях Индии. Восточный Каменг, Аруначал Прадеш

За 4 часа утомительного крутого серпантина мы поднимаемся к водоразделу, в надежде, что это будет, как на кавказских перевалах – виды слева, виды справа, но тропа просто выходит на поляну среди гигантских деревьев, и начинает спускаться. Американская карта помогает. Помогает в том смысле, что по карте хорошо видно,что до ближайшей воды шагать вниз часа 2-3, а до темноты остается меньше часа. Надеясь на чудо, начинаем очень быстрый спуск в таинственном бамбуковом лесу. И это не лес из бамбуковых удочек. Бамбуки здесь огромные, сантиметров 15 в диаметре, и высотой метров 10.

Бамбуковый лес. Индия

Татьяна Макаренко

Минут через 40 после начала спуска приходит и чудо в виде большого деревянного дома справа от тропы. Дом необитаем, это место отдыха для путников, а мы как раз такие путники и есть. Которые очень нуждаются в отдыхе. Небольшой родник есть недалеко от дома. Пришлось очищать его уже в темноте, с фонариком, но вода оказалаь нормальная. Дом выстроен по местным традициям – комната метров 5 на 5, с большим очагом посредине. Очаг устроен очень просто – в деревянном полу дыра 1,5 м на 1, 5 м. Дым уходит в прорубленное стене окно, и куда-то под крышу. Ставим палатку в углу комнаты и разжигаем костер. На улице – холодно, все-таки высота около 2000 м, да и не лето еще, поэтому засыпаем мы очень благодарные этому дому и нашей удаче.

на краю пропасти. Аруначал Прадеш

На следующий день за четыре часа по таким же сказочным банано-бамбуковым джунглям спускаемся к небольшому ручью, обедаем, отдыхаем, и еще через несколько часов оказываемся в небольшой деревне на вершине холма, где местные жители при виде нас поначалу просто замерли, а маленький ребенок зовопил и в ужасе побежал к маме.

деревня в Аруначал Прадеш, Индия

Племена Аруначал Прадеш

у очага. Аруначал Прадеш, Индия

Это первая деревня на нашем пути, и первые аборигены. Делаем вывод, что европейцев здесь видели не часто. Вообще, эти места не избалованы посещением людей со стороны, откуда-то издалека. В половине случаев нас считали какой-то разновидностью индусов и спрашивали не из Мумбаи ли мы. Деревенька небольшая, но есть школа и несколько больших длинных домов с прибитыми на передней стене рогами крупных животных, похожих на яков.

трек в Аруначал Прадеш

Спрашиваем дорогу в Ладу, и отправляемся в путь. Дорога постоянно бежит то вверх, то вниз, спуски и подьемы нешуточные, метров по 300, уж не знаю, сколько метров мы набрали в этот день, но когда подошло время ставить лагерь, тропа никак не хотела выйти к красивому месту с площадками для палатки и водой. Отчаявшись, мы уже собирались ставить лагерь прямо на тропе, вблизи одного из ручьев, когда неожиданно выскочили на заброшенный дом с большим полем перед ним, родником и прекрасным видом на долину реки и чернеющие вдали горные отроги. Это была наша самая теплая и комфортная ночевка. Утром, за один час пришли в деревню Секонг. Местные называют ее Шелонг. Языковое разнообразие вносит большую путаницу в географические названия. Каждая река и деревня имеют три названия – английское, индийское (официальное) и местное, наиболее применяемое. В деревне мы произвели фурор. Деревня, как и большинство деревень в этом регионе, христианская, пришел и пастор с дао на плече.

христианство в Индии

дикари Индии. Штат Аруначал Прадеш

Нас привели к дому главы деревни, молоденькие девушки притащили сюда же наши рюкзаки и бамбуковые палки, вынесли воды на подносе и начался обычный разговор: откуда и куда идете, а что несете в таких больших рюкзаках, и, что, вообще, здесь делаете. А потом началась фотосессия.

в доме вождя деревни Аруначал Прадеш Индия

Фотографировались все, пришел даже самый старый дед деревни, на вопрос – сколько же ему лет назывались самые разные цифры, от 100 до 150, но сам он ни на какие вопросы не отвечал, и только загадочно смотрел в обьектив.

племена Индии. Аруначал Прадеш

В деревне провели часа полтора, записали адрес, чтобы прислать фотографии, и отправились дальше, к деревне Раджу. Как нам и говорили, по дороге мы пересекли две реки по очень старым и красивым, частично разрушенным подвесным мостам.

подвесной мост. Аруначал Прадеш, Индия

Сбрасывая и набирая каждый раз метров по 300-400, и заночевали в нескольких километрах от Раджу, на продуваемой всеми ветрами площадке, рядом с каким-то полем, но начиналась ночь, и выбора не было.

дикарем в Индию. Трек в Аруначал Прадеш

Утром,минут за сорок пришли в Раджу. Раджу – очень маленькая, но симпатичная деревенька, тоже желала фотографироваться.

raju village east kameng AP India

деревня Raju Аруначал Прадеш Восточная Индия

са 4. Час подьема по очень крутой тропе привели нас на гребень, по которому тропа шла еще почти час, и наконец-то, мы достигли перевала, с которого увидели красивую долину и несколько деревень. Сверились по карте – самая дальняя и большая и есть Лада.

Продолжение: Поход в Восточной Индии. По джунглям Аруначал Прадеш

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.