Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Поход из Долпо в Джумлу

Начало пути - Пешком в Долпо

От поселка Тибрикот я спустилась к реке, но пошла не по правому берегу, как рекомендует туристическая карта, а по левому. Дорога шла по высокому пустынному склону, а из-за противоположенного склона проглядывали и манили к себе снежные горы Долпо. В эту ночь я остановилась в очень симпатичной деревне в тибетском стиле, окруженной полями колосящейся пшеницы…. Накрапывал дождь, и я, увидев вывеску на доме, попросила в нем остановиться. Я думала, что это отель, а оказалась почта. Надо учить язык. Тут меня приняли очень тепло. Молодая девушка с ярко зелеными глазами, говорящими о ее арийском происхождении, немного знала английский язык, и это облегчило наше общение. Ее старшая сестра – жена почтальона, молодая красивая женщина, совершенно неграмотная, даже не знала написания цифр, используемых в западном мире. А ее младшей сестре повезло гораздо больше – она закончила престижный колледж на равнине, в Суркхете. Старшая сестра не разу не видела мотоциклов и машин, а младшая летала на самолете и знала английский язык. Такова правда непальской семьи. Старшим детям приходится гораздо сложнее, их детство проходит в помощи родителям в поле, в хозяйстве, в заботе о младших детях. Младшая сестра пыталась отговорить меня от дальнего перехода в Джумлу, предлагая пожить неделю в их семье, и полететь обратно на самолете. Она рассказывала о сложностях пути, перевалах, густых джунглях, медведях, и не могла понять, что же тянет девушку из обеспеченного всеми материальными благами мира в такие испытания. Конечно, соблазн остаться был велик, но этот небольшой период жизни я решила посвятить дороге. Поэтому рано утром следущего дня, выпив несколько кружек тибетского соленого чая, продолжила путь.

непальская красавица, Долпо

Чуть дальше деревни … я свернула выше по тропе и зашла в другую тибетскую деревню … Тут меня окружила стая детей. Сначала они боялись и, как это не раз случалось в дороге, в страхе убегали от меня, а потом освоились и стали ходить по пятам. В таких бедных деревнях как эта задумываешься о несправедливости нашего мира, о законах кармы, о разных возможностях, дающихся людям при рождении. И о таких разных жизнях, которые мы проживаем на одной планете. У меня хоть и есть потаенная мечта жизнь в деревне, в гармонии с природой и со спокойным, не раздраженным тысячами событий, умом, родиться в деревне, подобной .. не хотелось бы. На фотографии это кажется колоритным, а в реальности - тяжелая жизнь без всякой перспективы, особенно для женщин.

Долпо. Женщина с ребенком. Непал

Дети в бедной деревеньке в Долпо

тибетский дом в Долпо, Непал

озорные дети

в непальском доме. Долпо

После деревни .. тропа спустилась к реке, и пошла по другой ее стороне. Тут я встретила женщину с конем, от которой узнала новость. Оказывается, двое моих друзей идут впереди по дороге. Конечно, это не были мои друзья, но впереди было два европейца. В дальнейшем это подтверждал каждый встречный на пути. Я была заинтригована – уже больше недели не видела белых людей, забыла об их существовании, и близость встречи с людьми из западного мира волновала меня. В этот день я прошла через перевал …. Возможно, отсюда открываются виды на снежные горы, но я попала в облако и мелкий дождь. Через час, когда я уже спустилась вниз, распогодилось, и яркое вечернее солнце залило заросшие лесом горы.

Тут со мной случилось небольшое происшествие. В лесу на меня со страшным лаем неожиданно набросилась собака. Точнее набросится она не успела – я взяла в руки камень, но обнаженные зубы и громкий лай испугали меня не на шутку.

К темноте я спустилась в деревню …, стоящую на берегу реки. Деревня оказалась очень современной, с большими домами и синими металлическими крышами. Тут ко мне подошла девушка и начала задавать обычные вопросы. «Куда идешь? Одна? Нет друзей». Уставшая, я давала фантазийные ответы, но девушка не отставала. Тогда я взглянула на нее и увидела, что девушка одета в спортивный костюм. Обычно это форма армии или полиции. Оказалось, действительно, она из полиции, в деревне…. Находится целый взвод из 25 полицейских. Она устроила меня ночевать в богатый тибетский дом, где снимала комнату вместе с мужем. Около очага сидело много народу. Хозяйка подливала в мою пиалу тибетский чай, и я, усталая после дневного перехода, облокотилась на стену и наблюдала за происходящим. Среди прочих в доме была мужчина с 3,5 летней девочкой. Он показывал девочке разные предметы, а она говорила их название на английском языке. Меня это очень удивило, в последнее время я общалась с людьми, для которых английский язык находится вне сферы их понятий. Оказалось, это учитель и его маленькая дочка.

отец семейства. Непал, Долпо

В этом доме я впервые увидела чудо полуживотное – полугриб, « Yarcha gumba ». Несколько палочек этого растения хозяин хранил в шкафу под замком. Он рассказал, что занимается перепродажей этой панацеи от всех болезней в Китай, и поэтому очень богат. Его отец продавал очень популярный в Тибете «дзи» («зи») – камень - талисман. Дзи – это агат. Тибетцы верят, что «дзи» защищает от жизненных неурядиц, приносит богатство, дарит здоровье. Это очень ценный камень, его находят в высокогорных районах Гималаев, таких как Тибет, Ладакх, Долпо, Мустанг, Хумла. Чем больше «глаз» - белых кругов на «дзи», тем он считается более ценным. Хозяин носит «дзи» с 11 глазами, и назвал стоимость камня эквивалентную 2000 долларов. При этом он добавил, что даже за такие огромные деньги не продаст доставшуюся от отца ценность.

Это был богатый дом, я спала в отдельной комнате для гостей. Но за ночлег и еду хозяин запросил у меня порядочных (по местным понятиям) денег, например, за комнату – 200 рупий. Конечно, это немного, но предыдущие 6 ночей я вообще не платила за комнату. Вначале я расстроилась и торговалась с ним, сбив цену до 100 рупий, а потом подумала, что раз он так любит деньги, пусть будет с ними счастлив, если сможет.

Из деревни … ведет тропа к озеру Фоксундо, и первоначально у меня была идея попробовать пройти ей. Но хозяин сказал, что до озера 3 дня пути, последняя деревня - …, от нее 2 дня по ненаселенке, и по пути перевал выше 5000 метров. К тому же в … большая армейская часть, а у меня пермита для Долпо нет. Так что утром я продолжила путь в Джумлу.

На выходе из … - чек-пост, полицейские спросили у меня номер паспорта, есть ли пермит в Долпо. Мой отрицательный ответ насчет пермита не вызвал у них никакой реакции, хоть дело происходило в Долпо. От полицейских я узнала, что мои «друзья», о которых мне рассказывали по пути, из Израиля, они миновали чек-пост 15 минут назад. Я удивилась. В Израиле это нормальное явление, когда после армии все молодые люди берут «отпуск» и на пол года – год уезжают в путешествие, чаще в Индию. Тут они ведут расслабленный образ жизни – тусовки, музыка, травка, иногда популярные треки типа Анапурны… Но в такой глуши я ожидала встретить французов, либо голландцев, либо чехов – по моим наблюдениям самых склонных к авантюрам народностей. Но не израильтян.

Тропа проходит через деревню …, и тут я остановилась отдохнуть – пофотографировать. Ко мне подошла женщина и позвала в один дом. В доме был юноша лет 16 – 18, у которого очень болела рука. Одна из костей была искривлена, это было сильно заметно при беглом осмотре. Вероятно рука была сломана. Кроме совета пойти в город к врачу я ему помочь не могла. Тогда женщина рассказала мне следующую историю. Через несколько дней после того, как рука искривилась, они сходили только к врачу в …, который дал обезболивающие пилюли. От обезболивающих, понятное дело, рука не сраслась, и тогда они пошли к ламе. Лама дал «целебный порошок» - сахар и пшеничные зерна. Эту смесь он рекомендовал мелко размалывать, перемешивать с водой и употреблять 3 раза в день после еды. Тщательно соблюдая рекомендации и надеясь на помощь потусторонних сил, мать уже неделю давала чудодейственный порошок сыну и они с надеждой ждали результатов. В то время, когда я пришла в дом, тут готовили завтрак. Старый тибетец в традиционном кафтане готовил толстые лепешки - роти из ржаной муки. Он оставлял их на несколько минут прямо в очаге, около огня, так что образовывалась хрустящая корочка. Меня щедро накормили лепешками с тушеными овощами. Это был очень бедный дом, и мне захотелось оставить им немного денег. Если они одумаются и поведут мальчика к врачу, деньги не помешают. Но, чтобы это не казалось платой за гостеприимство, я решила оставить больше, чем завтрак мог стоить в доме с жадным хозяином, где я ночевала накануне. Мать долго отказывалась, но когда я упомянула о лекарствах для мальчика, взяла деньги и засунула их под широкий пояс.

Хорошо, когда в зрелости человек не теряет способности удивляться... Непал, Долпо

Через несколько часов я догнала израильских друзей. Они, как и я, одичали за длинный поход и были рады общению. Ребята – обоих юношей звали одинаково, Ури, оказались авантюристами не меньше моего. Они пришли в Долпо через Национальный парк Dhorpatan , сходили к озеру Phoksundo в Долпо без пермита, купив билеты национального парка Phoksundo . В ту ночь мы ночевали вместе, в домике кочевников-тибетцев на горе, на пути к перевалу …. От домика открывались красивые виды на ущелье, в нем царила спокойная атмосфера устоявшегося быта. Мои новые друзья Ури путешествовали с гитарой, и вечером в ожидании ужина, они пели песни у большого очага. Но за ужином они удивили и меня, и хозяев своими аппетитами. Дал – бат, непревзойденный хит непальской кухни, еда не порционная. Ее подкладывают гостю, пока он не наестся. У Ури, которые хвастались своими аппетитами, была выработана методика, как больше съесть. Например, дал – гороховая подливка, наливается в отдельную миску. Когда хозяйка видит, что миска гостя пуста, она подливает снова. Так Ури сразу же выливали весь дал в рис, так что их миска для дала всегда была пуста и ждала добавки. Ели мы, естественно, руками. На этом маршруте ложки не предлагают. Вообще ребята жили простой жизнью путешественника и, кажется, ничем не брезговали. Разве что не пили обычную воду, добавляли в нее капли хлора. Я же пила и ела все. Спали мы на полу в маленькой комнатке – подсобке, в которой еле поместились.

Утром я решила не идти с моими новыми друзьями, а идти одна. Для меня поход – это общение с природой, местными жителями, а когда много болтаешь с друзьями, ничего вокруг не замечаешь. В этот день дорога была очень красивая. Вначале вышла на перевал, с которого открывались красивые виды. Последний взгляд на так и оставшийся непознанным для меня район ДОлпо.

В разные стороны от перевала расходились тропы, и я прогулялась в сторону снежной горы, в надежде хоть немного приобщиться к высоким горам. Мой маршрут проходил на небольшой высоте, до 3500 м, и достаточно далеко от снежных гор, по которым я уже соскучилась.

Ребят я догнала в деревне …, где они остановились на обед. Когда вошла в просторный тибетский дом, во дворе которого они отдыхали, тут готовилась каша из кукурузной муки. Женщины пили рокси – непальский самогон. Я к тому времени изрядно проголодалась на однообразной непальской диете, и была рада любой еде, так что кукурузная мука пошла на ура. Рокси пить не стала.

в тибетском доме. Долпо, Непал

Тропа от .. до .. – пожалуй, самая красивая часть маршрута от Долпо до Джумлы. Красивые леса, широкие долины. От Джумлы до …идет автомобильная дорога. Вероятно, скоро она дойдет до Долпо. Пока транспорт по дороге не ходит, но это вопрос ближайшего будущего. Пока лишь немногие обзавелись мотоциклами.

пастухи. Джумла, Непал

Последние несколько часов до Джумлы дорога шла по широкой долине, в которой шли активные работы по посадке риса. Мужчины пахали землю на запряженных в плуги волах. Женщины и девочки, стоя по колени в воде, рассаживали ярко зеленые ростки риса. Рис – основная еда в азиатских странах, хороший урожай очень важен. Поэтому, следуя древнему поверию, перед работой традиционно проводят «пуджу» – религиозную церемонию, и всем участникам полевых работ на лоб ставят ярко алую «тику» из рисовых зерен и угощают сладостью. Мне тоже поставили «тику». С других полей убирали созревшую ярко-желтую пшеницу.

полевые работы. Посадка риса. Джумла, Непал

на посадке риса. Джумла, Непал

Возделывание полей. Сельскохозяйственные работы в разгаре. Непал

бескрайние поля

вспахивание земли плугом на волах. Западный Непал, Джумла

пшеница поспела. сбор урожая. Непал

Люди здесь другие, чем были в Долпо. Мне показалось более радушные. Яркие красивые женщины. Лица стариков изброжены сеткой фактурных морщин.

открытая улыбка - характерная особенность непальского народа

женщина из непальской деревни. Джумла, Западный Непал

девушка ставящая на лоб красную тику из риса во время посадки риса

непальская женщина

непальская девчонка

стар и млад. дедушка и внук. Западный Непал

сестры. Западный Непал, Джумла

Дорога от города Тибрикот в Долпо до Джумлы заняла у меня 4 дня. Джумла оказалась большим базарным городом. Наверное, 10 лет назад, когда автомобильная дорога еще не была построена, город был более колоритным, сейчас тут много бетонных домов. Из Джумлы можно уехать на автобусе на равнину, но дорога плохая, и это длинный трудный путь. Можно улететь на самолете. Но я продолжила путь к озеру Рара.

Продолжение пути:

Джумла - озеро Рара
Озеро Рара - Колти

Карта Долпо - Джумла

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.