Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

1 день вокруг Ле

Накануне в нашей комнате в Ле отключили всякую воду. Хозяева объяснили это тем, что по ночам она замерзает. И чтобы смягчить нас, утром они накормили завтраком. Нас всегда угощают нас чем-нибудь, а тут сервировали полноценный завтрак - яичницу и ladakhi bread с маслом, и чай.

После завтрака я отправилась на прогулку, а Вера осталась дома, редактировать свой сайт.
По дороге я думала о том, что в Ладахе в каком настроении не выйдешь из дома, улыбки встречных жителей окрыляют и вселяют радость. Здороваются тут с нами все – и продавцы магазинов, и официанты из кафе, в которых мы не разу не были, и строители, и развозчики воды, и просто встречные. Приветствие обязательно сопровождается широкой улыбкой, на которую нельзя не улыбнуться в ответ. И получается так, что, увидев человека на улице, за несколько шагов начинаешь улыбаться ему.
Так, по утреннему ледку я бодро сбежала вниз, и, наполнив карманы сладкой курагой, отправилась навстречу приключениям.

В минибасе меня заприметил монах и предложил сесть рядом с ним. По дороге он рассказал несколько удививших меня вещей.
При всех крупных монастырях существуют школы, в которых учатся юные ламы. Мы считали, что все они, вырастая, становятся монахами. Но оказалось, что половина из юных лам, когда приходит пора решать, оставаться монахом или нет, уходит из монастыря. Т.е. монастыри в Ладахе - как школы, где мальчики получают хорошее образование и по окончании могут вернуться в свою деревню и жить мирской жизнью.
Монах из автобуса разрушил еще одну нашу иллюзию, рассказав, что за всю жизнь не видел не одного монаха, который пришел бы в монастырь в зрелом возрасте. Т.е. все взрослые монахи живут в монастыре с детства.
Разговаривая про монахов, холодные зимы в Ладахе и в России, про минибасы, про нашего президента Путина, мы доехали до деревни Choklamsar . Монах заплатил за мой проезд, чем тоже очень удивил.
В Choklamsar я пошла в Институт Буддизма. Сегодня здесь праздник – награждение отличников и встреча выпускников. При входе на территорию института меня попросили заполнить форму, в которой нужно указать фамилию, куда идешь и время. Я подумала, что у нас бы обязательно спросили бы паспорт, а тут – охранник был счастлив, что я вообще что-то написала. В институте изучают разные курсы. Традиционные - буддистская философия, скульптура, рисование танки, амчи медицина. А также современные– хинди, математика, история. Тут учатся студенты со всего Ладаха, среди них много юных лам – и девочек, и мальчиков.

В большом зале проходило торжественное мероприятие. Студенты сидели в центре зала на полу, а гости и учителя – на стульях. После длинных вступительных речей, во время которых гостей угощали то орехами, то чипсами (такими острыми, что у меня от них долго текли слезы) начались танцы. Аккомпанировали барабанщики и трубачи, стены дрожали от громкой веселой музыки. Студенты исполняли и ладахские, и тибетские танцы, пели. Во время танцев начали разносить обед – гостей угощали жаренными в кляре овощами и чаем, а студентов – печеньем. На празднике присутствовало местное телевидение, и т.к. я была единственной белокожей леди в зале, меня запечатлели для потомков. После танцев награждали отличников: студенты получали завернутые в цветную бумагу подарки и с сияющими лицами возвращались на место. Снова начались речи на непонятных мне языках, и я отправилась дальше.

Choklamsar – интересная деревня. Здесь находится тибетская колония и колония кочевников чангпа. По улицам бродит много колоритных людей. Длинноволосые мужчины со спущенными вниз усами в длинных цветных халатах и с кинжалом на поясе, женщины в тибетских полосатых фартуках и ярких меховых сюртуках. В Choklamsar мы уже были несколько раз, поэтому, пока я ждала автобус, многие жители со мной здоровались.

Ladakh, окрестности монастыря Тикси. Thikse monastery

В минибасе я доехала до деревни Karu , от которой собиралась дойти до самого крупного монастыря в Ладахе – Hemis . Сидя в минибасе, я поймала себя на мысли, насколько привычно и спокойно ехать в автобусе с местными жителями, чувствуешь себя – как по дороге на дачу. А веселая индийская музыка, всегда звучащая в этих маленьких автобусах, вселяет приподнятое настроение.
Мы ехали вдоль реки Индус, и я еще раз убедилась, что деревня Thikse , которую мы так полюбили – самое красивое место в округе. Дальше зеленые долины кончаются, дорога идет вдоль реки, а вокруг – лишенные растительности горы.

Indus River

В Karu я разговорилась с мужчиной, который сказал, что до монастыря идти 2 часа, и дорога идет в гору. Это поумерило мой пыл – так я не успею на последний автобус в сторону Ле, придется оставаться ночевать в монастыре. И решила прогуляться по деревне. Не прошла и десяти шагов, как около меня остановился мотоциклист, поприветствовав ладахским «Джулей». Когда он снял шлем, я увидела, что передо мной европеец. «О, у меня русское имя!» - воскликнул мой новый знакомый француз. Базиль возвращался из монастыря Hemis , и я предложила ему захватить меня с собой и поехать в монастырь Stakna , который заприметила по дороге. Отказать он не решился, и, прячась от сильного встречного ветра за спину своего спутника, я поехала дальше.
Монастырь Stakna расположен на скалистой горе, стоящей посреди деревни. Я и раньше догадывалась, что подниматься к монастырю не пешком, а на колесах – совсем другое дело. А тут еще с ветерком!

Stakna monastery

В монастыре живет 30 монахов, но все их домики оказались закрыты на замки. Мой спутник предположил, что монахи медитируют в подземных пещерах. В гомпе оказался только один монах, который открыл нам все 4 храма. Монастырю около 1000 лет, но старинный храм тут только один, еще один посвящен Таре (в храме 21 изображающая ее статуя, каждая из которых – в своем оригинальном наряде). Еще 2 храма посвящены учителю римпоче (который был, как объяснил нам монах, большим мастером медитации). В одном из храмов ступа с его прахом, а во втором – золотая скульптура со стилизованным его изображением. С горы, на которой расположен монастырь Stakna открывается красивый вид на скалистый обрыв, под ним - река, деревья в остатках одежд. А из деревни доносятся пение крестьян, пашущих землю на дзо.

Ladakh, Indus valley

Налюбовавшись, отправляемся дальше. Невдалеке мы заприметили еще один монастырь, куда решили поехать по проселочной дороге. Машин здесь практически нет, поэтому Базиль ехал очень быстро, притормаживая только когда какой-нибудь осел преграждал путь. А я, подпрыгивая на кочках, не знала, за что хвататься, чтобы не улететь: то ли за мотоцикл, то ли за своего провожатого.
На дороге с нами случилась небольшая авария. Когда мы остановились, чтобы узнать путь к следующему монастырю, подъехавшая сзади машина умудрилась въехать в зад мотоцикла. Я к тому времени успела спрыгнуть и стояла рядом. Оба водителя остались хладнокровны и проявили полное равнодушие к случившемуся. Француз только спросил, в порядке ли я, и мы поехали дальше. Никто не поинтересовался, все ли в порядке с его транспортным средством. Едет – и хорошо!

Ladakh, Indus valley. Окрестности монастыря Тикси

До следующего монастыря мы не доехали, т.к. к нему ведет только узкая проселочная дорога по ухабам. И мой спутник волновался, как мы поедем назад, если спустится темнота - мотоцикл из проката, на нем нет зеркал заднего вида, спидометр не работает, габаритные фонари тоже. И мы поехали в Ле. Я сильно подмерзла – для таких скоростей надо теплее одеваться. Но ехать мне очень понравилось – с ветерком, мимо гор, градиентами выделяющихся на вечернем небе, мимо деревень, выкрикивая «Джулей» в ответ машущим руками местным жителям.

В Ле возвращаться всегда приятно. В ресторане, куда не заходят туристы, меня уже знают и радостно встречают. Пельмени мок-мок тут хороши, а горячий чай быстро согревает подмерзших на ладахском ветру путников.

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.