Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Монастырь Hemis

Утром мы с Верой решили добраться повторить мою неудавшуюся наконуне попытку и добраться до монастыря Hemis . На первом утреннем автобусе мы поехали до деревни Karu , откуда до Hemis  – несколько километров в гору пешком. В автобусе было много народу. С двух сторон от меня очень плотно сидели 2 мужчины, и оба они неустанно перебирали четки и распевали мантры, вибрируя при этом. И хоть бы в унисон пели, а то – каждый свое! Мы с Верой шутили, что это акустический вибромассаж.

Дорога от деревни к монастырю вначале идет по широкому безжизненному плато, окруженному голыми горами, потом – вдоль реки. Погода разгулялась (по нашим понятиям началось очередное бабье лето). На небе не облачка, ветра нет – красота. Примерно треть дороги проходит мимо очень длинных мани - каменных стен, крыши которых уложены камнями с высеченными на них словами мантр.

чортен пр дороге в Hemis Gompa

На подходе к монастырю – 2 маленькие живописные деревеньки, приютившиеся на склоне ущелья.

чортен и деревня около монастыря

А на другом склоне на сельскохозяйственных террасах, построенных местными жителями, пасется скот. На горе увидели стадо горных козлов, которые, прыгая по скалам, спускались пить воду к реке, и, мы, сидя на камне, наблюдали за ними.

горные козлы спускаются к реке

Монастырь Хемис образован в 17 веке, это самый значимый монастырь из секты Brokpa order (монахи в желтых шапках) в Ладахе. Он расположен на склоне горы, в липовом лесу. Здесь живут 22 юных ламы и несколько взрослых, а всего в монастыре числится 500 монахов. В монастыре 2 старых 300-летних храма, стены в которых украшены старинными росписями. Свет в эти храмы попадает через отверстия в потолке. В одном из храмов коллекция чотпа (цветных фигурок, сделанных из муки и масла для приношения Будде). Чотпа тут очень красивые, некоторым из них 200-300 лет. В эти храмах мне очень понравилось – воздух тут пропитан запахом старины. Посмотрев храмы, мы отправились гулять по монастырю.

Вид с дороги на Hemis monastery

Некоторые постройки расположены очень близко друг к другу, между ними таинственные лабиринты и закоулки, в которых среди домиков монахов и хозяйственных построек прячутся маленькие храмы. Наверху монастыря – развалины старых построек, и под кипарисом - маленькая башенка с нишей, в которой лежат книжки на тибетском языке.

Буддистские писания в специмальной нише на горе

Погуляв по монастырю, мы пошли по дороге, идущей в заросшем высоким липовым лесом ущелье. Деревья стояли уже облетевшие, опавшая листва шуршала под ногами, в воздухе – осенний запах, как у нас в Подмосковье. Мы давно не ходили по лесу, поэтому очень прониклись. В Ладахе вообще большой дефицит леса, и иногда мы скучаем по нему.

По ущелью идет широкая пешеходная тропа, и мы гадали, куда же по ней выйдем. Она несколько раз переходила с одного берега речки на другой, и вот повернула в другое ущелье, круто взбирающееся вверх. А наверху мы увидели еще один монастырь. Растительность тут уже кончилась, дорога ведет вдоль каньона с пересохшей речкой. Поднимаясь в этот монастырь, Вера видела на скале волка, который следил за стадом горных козлов.

Второй монастырь оказался медитационным центром. Он расположен на высоте 4250 метров, здесь всего живут 12 монахов, трое из которых сейчас находятся в медитации 3 года, 3 месяца и 3 дня. Около основного храма – пещера, в которой 12 лет медитировал основатель монастыря. Тут мы познакомились с пожилым монахом, который пригласил нас к себе пить чай. После чая с молоком он угостил нас соленым чаем без молока и масла, который по вкусу напоминал жидкость для полоскания горла. После чаепития монах пригласил нас на пуджу.

Одна из построек медитационног монастыря

Пуджу проводили 3 монаха – наш друг, юноша и мальчик. Все они очень складно пели, мы сидели завороженные их голосами: таких сосредоточенных на пудже монахов мы еще не видели.

пуджа в медитационном монастыре

Тем временем наступил вечер, наш последний 4-часовой автобус до Ле уже ушел. Мы попытались прощупать почву ночевки здесь, но восторга в ответ на наше предложение не услышали. Тогда мы начали спускаться к основному монастырю.
Пока мы спускались, стемнело, из-за гор вылезла полная луна, и когда мы уже подходили к монастырю, она ярко освещала нам дорогу, а речка внизу была вся золотая, отражая ее свет.

чортены при свете луны

Накануне мы встретили венгра, из слов которого мы поняли, что он ночевал в монастыре. Поэтому шли, полные уверенности, что гестхауз при монастыре открыт. Однако, он оказался закрыт, и мы отправились к ближайшему домику, выяснять, где нам можно остановиться. Нам открыл молодой лама, пригласил нас в комнату, где его настоятель читал вечерние молитвы. Мы сказали, что хотим где-нибудь остановиться на ночь, и нас пригласили в теплую комнату, где на печи грелось молоко. Взрослый лама сказал, что гестхауз уже закрыт на зиму, и если мы хотим, они найдут нам комнату. Мы с радостью согласились. Нас напоили чаем с молоком, и юный лама стал готовить ужин. Вначале мы решили, что нас будут почивать жареной картошкой, т.к. в горшок было налито масло и жарился лук. Но когда мы поняли намеренье наших добрых хозяев – добавить в блюдо молока, то растерялись. Тем временем взрослый лама достал из шкафа каменный горшок со ступой, и принялся измельчать в нем специи, а маленький лама – смешал муку с водой и начал лепить маленькие макароны, по-нашему – ушки. В результате блюдо представляло собой макароны с картошкой в пряном молочном соусе. Пока блюдо готовилось, взрослый лама вслух читал молитвы, а юный – время от времени подносил ему на пробу содержимое горшка. Мы были голодны, поэтому ужин нам очень понравился. Пока ждали ужин, мечтали, что нам сейчас протопят соседнюю комнату, т.к. ночами уже заморозки, и мы так разомлели в тепле около печки, что в холод уходить не хотелось. Наши ожидания не оправдались: нас поселили в приемной комнате взрослого ламы, тут печки вообще не было, на полу вдоль стен лежали покрытые коврами матрасы, на которые нас и положили. Зато нам дали по 4 толстых одеяла, под которые мы залезли, сразу согрелись и сладко заснули.

Наутро Вера пошла готовить монахам обещанные накануне блинчики. Для этого ей дали муки грубого помола, и мы даже не сразу смогли разобраться, то ли это мука, то ли манка. Монахи пошли на утреннюю пуджу, и мы за ними. На пудже не было очень юных лам, все старше 12 лет. И мы с удовольствием отметили, что все монахи очень складно читают молитвы, и мальчики не ленятся подпевают взрослым.

На пудже присутствовал венгр, который, как оказалось, ночевал в деревне, и пара. Через несколько слов общения мы выяснили, что они русские. Володя впечатлился нашими рассказами о ночевке в монастыре, об утренних блинах, и остаток пуджи мы проболтали с ним, делясь впечатлениями. После пуджи наши монахи позвали нас завтракать. К блинам был подан манговый джем. Мы не поняли, понравилось ли им русское блюдо – большого восторга они не высказали, но и на тарелках ничего не оставили.

После завтрака монахи уезжали в Ле, проводить пуджу в чьем-то доме. Мы вышли их провожать, и тут нас позвали наши друзья русские, которые приехали на джипе, сказав, что они едут в какие-то интересные места в округе, и пригласив ехать с ними. Мне хотелось погулять в окрестностях монастыря, но они так настойчиво звали, что мы согласились. Попросив их подождать 10 минут, мы отправились фотографировать монастырскую кухню с большими каменными котлами, и которую видели накануне через отверстие в потолке. Нам повезло, мы встретили двух лам, они открыли нам кухню. Свет сюда попадает только через это отверстие в потолке, монахи помогали нам переставлять тумбочки, доставали мелкие коробочки разных размеров, на которые я ставила фотоаппарат.

Довольные, что сделали дело, мы сбежали к нашим русским друзьям, и поехали в какие-то интересные места. По дороге познакомились. Но, доехав до ближайшей деревни Karu , выяснилось, что ребята и водитель не поняли друг друга, и мы едем в Ле. После долгих раздумий над картой, все согласились на наш вариант – вернуться к монастырю Hemis и гулять целый день в его живописной округе. Мы с Верой вышли раньше по дороге, чтобы зайти в деревню. Углы домов тут покрашены красной краской, около калиток и на заборах лежат красные камни – для отпугивания злых духов. На некоторых домах нарисована свастика.

деревня около Hemis gompa

Мы познакомились с девушкой, она на ослах перевозила землю от реки к дому. Вера помогла девушке поднять упавший мешок, и та в ответ угостила нас чангом.

Вера помогает местным жительницам  погрузить мешок на осла

Довольные, мы пошли гулять по каньону, который мне понравился еще накануне. По дороге встретили Георгия, одного из наших новых русских друзей, и пошли втроем. Каньон очень красивый – широкий, в нижний части поросший лесом. Подобных в Ладахе мы не видели. И самое приятное – по нему идет маленькая тропа. Мы поднимались вверх, на тропе появились первые следы снега, и вскоре вся она оказалась укрыта снегом. Деревья закончились, остались только колючие кусты шиповника. Речка в некоторых местах тоже была подмерзшая – на камнях висели большие сосульки. Каньон окружен высокими скалами, светило солнце, я не переставала восторгаться красоте вокруг. В некоторых местах тут стоят полуразрушенные домики, прилепленные к скалам, возможно, бывшие кельи отшельников.

Мои спутники подустали, а я шла бодрячком и очень хотела подняться на перевал, посмотреть на всю эту красоту сверху. Когда нам надо было уже спускаться, чтобы успеть к намеченной встрече с Аленой и Володей, мы увидели подъем на гребень горы. Мои убеждения, что прийти сюда и не посмотреть, что же там, за хребтом, подействовали. Примерно через час подъема, я оказалась наверху. Отсюда открывался величественный вид на заснеженный хребет вдалеке, а далеко внизу виднелся медитационный монастырь, где мы были вчера. Поднялась Вера, а за ней и Георгий. Он только 5-й день в Ладахе, и мы гордились им – взобрались мы на высоту не меньше 4800 метров, а без акклиматизации это очень сложно

прогулка по ущелью

Посидев на горе, отправились обратно. Всем шагалось веселее, мы с Верой пол дороги распевали песни, а Георгий удивлялся на нас. Правда принять ванну молодости в реке не решились – солнца не было, и температура приближалась к нулю.

вид на медитационный монастырь с горы

Зато какой красивый был закат! Снежная гряда впереди ярко розовая от заходящего солнца, а над ней красуется полная луна.

Последние лучи солнца

Внизу уже организовывались наши поиски: нас встретил Володя и водитель Таши. Мы пришли часа на 3 позже назначенного времени, и ребята сильно волновались. Но мы восторженно начали рассказывать о красоте и высоте, где побывали, и все быстро перестали сердиться.

В Ле Георгий в благодарность за то, что мы провели с ним такой яркий день, угостил нас ужином. А после ужина мы поднялись на Шанти ступу смотреть на освещенный лунным светом город. Хоть за целый день мы устали, выпитое за ужином пиво раззадорило, и мы бодро забрались наверх, по дороге веселя Володю, который пошел нас провожать. Вечерний показ слайдов в ноутбуке о нашей московской жизни забрал последние силы, и все отправились по своим постелям.

ночь на Шанти ступе

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.