Фотопутешествия

по ИНДИИ и НЕПАЛУ

Трекинг Alchi - Saspol Gompa

Наслушавшись от встреченных путешественников и от работников турагенств о треках в Ладахе, мы решили и сами отправиться в трек. Рюкзаки наши оказались нелегкими, т.к. ночи уже холодные, мы набрали теплых вещей. К тому же мы планировали снять фильм о треке, поэтому в дополнение к фотоаппаратам, взяли еще и видеокамеру, что прибавляло веса. Первым пунктом нашего маршрута выбрали деревню Алчи находящуюся километрах в 70 от Ле.

Когда мы нашли нужный автобус на автовокзале в Ле, он уже отправлялся. Мы отчаянно жестикулируем, автобус останавливается, наши вещи погружаются на крышу и едем. Я смотрю на часы – 15.45, т.е. автобус отправился на 15 минут раньше назначенного времени. Очень скоро нам стало ясно почему. Заехав на какую-то строительную площадку, он остановился и на крышу, поверх наших рюкзаков, начали грузить доски и фанеру. Вера вспомнила, что у нее в клапане фотоаппарат, но было поздно – вещи были уже завалены стройматериалами.

Дальше продолжалось по тому же сценарию. Мы останавливались у разных лавочек, торгующих стройматериалами, и нагружали автобус постепенно то цементом, то металлическими листами. В результате на крыше автобуса ехал целый дом! Погрузка требовала времени, и все пассажиры молча терпели вынужденные остановки.

Дорога в Алчи идет вначале по живописной долине реки Индус с красивой зеленой водой. Мы оживленно смотрим в окно. Дорога проходит через 2 перевала, с которых в свете заката были видны заснеженные горы вдали. По пути проезжаем деревни со старыми полуразвалившимися каменными зданиями, чортенами.
В Алчи приехали уже затемно, устроились в гестхаузе, наварили яиц для предстоящего трекинга. Тут мы встретили двух ребят, которые собирались завтра возвращаться в Ле после трехдневного трекинга. Мы обсудили с ними маршруты и удивились, что они так мало прошли.

Утром пошли смотреть гомпу. В Алчи 10-вековая гомпа, живут в ней сейчас только 3 монаха. Гомпа знаменита тем, что в ее убранстве прослеживается влияние индийского искусства. Монах менял воду, которую тут каждое утро ставят Будде, во всех 4-х храмах, и мы заходили в храмы за ним. В главном храме огромные статуи буддистских святых, стены храма расписаны повторяющимся орнаментом с изображением Будды. Другой храм посвящен Будде, на стенах нарисованы его мандалы, и между ними – орнаменты, изображающие медитирующего Будду. Некоторым орнаментам по словам монаха 9 веков, а некоторые реставрируются. В еще одном храме мы увидели мандалу.Называется она Берцала мандала. В отличие от мандалы в монастыре Тикси, эта объемная, сделана из песка разного размера, поэтому еще красивее. Объемные все ее детали, даже декоративные украшения на одеждах ангелов.

Здесь же, в монастыре Алчи, находится еще одна мандала Ямандага, две из которых мы уже видели – в монастырях в Тикси и в Диските. Но здесь мы не поняли, по какой причине, ее не разрушают, она находится на верхнем этаже основного храма. Но монах, несмотря на все наши уговоры, отказался ее показать.

Вернувшись в гестхауз, решили посоветоваться по поводу маршрута треккинга с хозяином. Он посоветовал нам вариант с невысокими перевалами и множеством деревень по ходу, по которому мы и решили отправиться.

Alchi, Ladakh

Начали снимать фильм про наш трекинг. Полные решимости и оптимизма, мы сняли наш торжественный выход с рюкзаками из деревни Алчи. С высокого холма мы изучили местность и решили, что идти вдоль живописной реки Индус гораздо приятнее, чем подниматься в гору. Что ж, вперед, трекинг начался!

Трек начался. Вперед!

В бодром темпе мы дошагали километров 12 до деревни Гира. Мы первый раз оказались в маленькой самобытной ладахской деревне, и нам тут так понравилось, что мы захотелось остаться на ночь. Мужчины пашут землю плугами на 2 огромных дзо (помесь яка с коровой). Вокруг пасутся овцы, бегают курицы, несколько больших деревенских домов. В одном из домов нам разрешили остановиться. Здесь живет большая семья, почти все спят в одной большой комнате на матрасах на полу. Нас разместили тоже на матрасах в комнате для обедов.

Вера спит в ладахском доме

Оставляем вещи, идем гулять. Направляемся в деревню Манду, в которой находится монастырь 10 века. Дорога идет в гору, вдоль реки, по ущелью, склоны которого представляют собой выступающие коричневые гребни. До деревни 8 километров, мы видим ее снизу, подняться сил не хватило.
Возвращаемся назад, мечтая, что нас уже ждет накрытый стол с барашком посредине – в честь дорогих гостей. Но оказалось, что нас никто не ждет. Хозяйка спрашивает, ели ли мы. Мы хотим попробовать домашнюю еду и говорим, что голодны. Она спрашивает, что бы мы хотели, предлагает рис с овощами. И уходит его готовить! Мы то были уверены, что нам оставили часть общего ужина. Мы располагаемся в нашей комнате. Кладем матрасы посредине по диагонали – чтобы не дуло из больших во всю стену окон, расстилаем пенки и спальники. Во время ужина хозяйка сидит на корточках рядом с нами, смотрит, как мы едим, рассказывает про свою семью.

река Индус, ладакх

Рано утром отправляемся дальше, в монастырь Rizong . В деревне Гира, где мы ночевали, есть подвесной пешеходный мост, он него на другой стороне идет дорога до Rizong .

Часа через 3 дошли до монастыря. К нам выходят молодые монахи, фотографируем их, идем с одним из них, чтобы записать адрес.

девочки - ламы

Юный лама приводит нас в свою комнату – они тут спят на кроватях (а не на полу, как в деревнях), показывает учебники, тетрадки. В монастырях тут учат тибетский, английский, хинди, и еще язык штата – кашмирский. Мы сочувствуем детям. Математика на английском. Философия на тибетском. Приносят чай, наш друг показывает нам блокнот, в который вклеено несколько фотографий индийских актрис. Проводит нас по другим комнатам.

девочка - лама в своей комнате в монастыре

В классной комнате мы задерживаемся надолго, на карте, висящей на стене, показываем ребенку, где находится наша страна. Потом ребенок ведет нас в комнату, где несколько детей и монахиня чистят и трут на терке морковку, чтобы засушить ее на зиму. Морковка то величиной с детский мизинец! В одном из монахов Вера признала девочку, и мы спрашиваем у взрослой монахини, неужели здесь и мальчики, и девочки. Она отвечает, что только девочки. Мы не можем поверить! Мы были уверены, что ребенок, с которым мы провели последние пол часа – мальчик! И сидящие тут на полу около нас тоже по большей части мальчики! А тут – такая новость! Минут 10 мы приходим в себя. В изумлении показываем то на одного, то на другого ребенка и спрашиваем: «И это тоже девочка?». Девочки обижаются. «Мужской монастырь в нескольких километрах дальше по ущелью, там вы найдете много мальчиков» – говорит нам монахиня. Маленькая девочка выходит проводить нас, открывает гомпу, в которую мы заходим. Около монастыря старшие девочки трудятся – расчищают канаву, выравнивают дорожку.

девочки готовятся к долгой зиме - тертую морковку затем сушат

Мы двигаемся дальше, поднимаемся до мужского монастыря Rizong .

Монастырь Ризонг, ЛАдахк, Rizong

Здесь внизу около монастырской школы стоит термос с чаем, мы долго отдыхаем. Юные монахи на уроках. Во время перемены к нам приходит пообщаться учитель, и я иду к нему в класс - смотреть как проходит урок. Математика на английском языке. Человек 8 юных лам сидят на матрасах на полу, около небольших тумбочек, в которых лежат их портфели. Второклассники громко произносят какие-то цифры на английском, но я практически ничего не могу понять. Они тараторят, произношение ужасное. Учитель строго стучит ручкой по столу, хвалит того, кто тараторит быстрее всех, ругает того, кто запинается. Тут раздается колокольчик – к обеду. Учитель задает несколько устных примеров, дети хором отвечают, и он пулей вылетает из класса.
Отдохнув и напившись чаю, пошли изучать монастырь. В одной из комнат мы увидели трехмерную мандалу. Тут я поняла, проекцией чего является песочная мандала. Из дерева и материала похожего на цветной пластилин создан настоящий дворец. Он огорожен забором, за которым живут обычные люди, а внутри – гармония и идиллия. Цветут деревья, красивые люди, входы во большой дворец охраняют красивые великаны. Над дворцом – облака, птицы.

модель трехмерной мандалы в монастыре Ризонг, Ладакх

В монастыре нам открыли 2 гомпы, в которые мы тоже зашли. На обратном пути монастырский повар нас накормил обедом и напоил чаем с маслом, что было очень кстати перед предстоящей дорогой. В качестве сувенира мы подарили ему русскую монетку, и, переваливаясь с ноги на ногу, отправились дальше.

монастырский двор, монастырь Ризонг, Ладакх

Наш путь лежал до деревни Hemis Shukpachan . Туда шла натоптанная тропа через перевал. Начались горы, лишенные растительности, однообразный пейзаж. Мы все шутили по поводу, что даже рисунок складок на горах напоминает общий рисунок вершин гор. Подниматься было очень тяжело. На перевале дул сильный ветер, поэтому полюбоваться заснеженными вершинами на горизонте нам не удалось.

я замерзшая на перевале

Но отсюда был виден зеленый оазис внизу, и дома. Воодушевленные увиденным, мы бодро спустились вниз. В деревне нашли гестхауз, где и остановились.

Наши хозяева оказались очень гостеприимными – весь вечер мы просидели с ними на кухне, попивая чай с корицей и самодельным ржаным хлебом. Уходить к себе в комнату нам не хотелось, мы наблюдали как хозяйка лепит самодельные макароны и готовит чутаки – суп из них с картошкой. Хозяева не знали, какой знатный обед был у нас в монастыре, и налили в наши тарелки супа до краев. Объевшись, пошли спать. Хозяин накипятил нам воды для мытья, проводил до домика, и мы очень удивились такой заботе.

мальчишки в ладакхской деревне

На следующий день до завтрака я прогулялась по деревне, поднялась к монастырю, осмотрела оттуда окрестности. Тут достаточно живописно, да и хозяева наши очень приятные, поэтому я предложила Вере остаться в деревне на день, отдохнуть и подумать, куда двигаться дальше. Пейзажи окрестных гор однообразны, подниматься на перевал нелегко.

Вера на тропе

Поэтому день мы провели в деревне Hemis Shukpachan . Здесь ощущается глубинка. На домах висят большие амулеты из дерева и соломы, в центре которых – козлиная голова. И на всех чортенах – кучи больших рогов. Это для отпугивания злых духов. Люди большей частью ходят в длинных халатах.
На многих домах висит надпись: Camping site . Голая площадка перед домом – унылее места не придумаешь! Как туристы умудряются тут останавливаться, непонятно. Наверное, ради ladakhi food , которую готовят в домах.

После завтрака мы пошли гулять. В деревне оказался парк с высокими раскидистыми деревьями, похожими на тисы, не встречавшимися нам больше нигде в Ладахе. Вокруг заболочено, зеленеет травка. Посидев в парке, сходили на невысокий перевал. Здесь встретили девушку из Штатов, путешествующую в одиночестве, направляющуюся в соседнюю за перевалом деревушку. Девушка рассказала нам, что она студентка, взяла академический отпуск на 6 месяцев и отправилась в путешествие.
На обратном пути разговорились с мужчиной, который рассказал нам, что в деревне 2 семьи кузнецов, 2 семьи алчи, 2 – астрологов, 2 – окультов. И за 30 лет, которые он содержит тут гестхауз, он видел всего нескольких русский.

Не успели мы вернуться домой, нас позвали пить чай. Вначале пришла мама, потом пришел папа, потом пришел сын и не ушел, пока мы не пошли за ним. На ужин были пельмени мок-мок, конечно вегетарианские. Варят их на пару, в многоэтажных кастрюлях, помещаемых одна на другую. Кружек по 5 чаю, огромная порция пельменей – и опять не можем пошевелиться от обжорства. Мы хорошо чувствуем себя в этом доме, в углу работает маленький черно-белый телевизор, мы лениво глядим гонки. Довольные уходим. Завтра утром должен быть автобус, единственный в неделю, следующий по нашему маршруту. Я собираюсь поехать на нем, т.к. идти по автомобильной дороге с рюкзаком на перевал мне не хочется. Хоть перевал заметно ниже чем тот, на котором мы были, пейзажи не отличаются разнообразием, а идти вверх тяжело. Вера воодушевленная встреченной сегодня американкой, хочет идти пешком, но к утру передумывает, и мы едем на автобусе.

Тут с нами едет купец, скупающий за бесценок сотканные крестьянами ковры на базар, а также молодые девушки, прихорошившиеся для выезда в город. Выходим в деревне Sumdo , и по красивой дороге вдоль реки весело спускаемся до деревни Соспол Гомпа, которая стоит уже на трассе. Выглядывает солнце, еще больше оживляя пейзаж, мне уже начинают нравиться эти безжизненные горы и плывущие над ними облака.

Такие гигантские рога, встречавшиеся по дороге, приводили меня в восторг

В деревне остановились около большого недостроенного дома – тут было много школьников. Мы стали их фотографировать, дети огромной толпой облепляли нас, толкались, вырывали друг у друга фотоаппарат – когда смотрели фотографии. Мы произвели аншлаг. Пришли и старшекласники, все фотографировались. Тут один из мальчишек со второго этажа кинул в меня камень. Я разозлилась, мы надели рюкзаки, я достала телефон и стала делать вид, что звоню в полицию. Все дети ужасно перепугались, девочки пытаются просить прощения, но мы невозмутимы. После звонка уходим, оставив испуганных детей разбираться с хулиганом.
Из Соспол Гомпы едем дальше, в Ламаюру.

На главную страницу

Алфавитный указатель городов и достопримечательностей

Общение:

Skype: tatamaka
ICQ: 333-194-477

Сайт моей попутчицы Веры Адлер

Давайте уважать АВТОРСКИЕ ПРАВА!!!
Если Вы хотите использовать текст или фотографии, свяжитесь со мной.